Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Яков Николаевич Гордеенко

Всероссийский музей А.С. Пушкина с 2003 года проводит научные конференции «Беляевские чтения». В этом году состоится юбилейная десятая, посвященная 70-летию со дня смерти Михаила Дмитриевича Беляева, первого хранителя музея-квартиры А.С. Пушкина. Сотрудники Центрального музея железнодорожного транспорта примут участие в этой конференции с докладом об учёном, изобретателе и профессоре Института путей сообщения императора Александра I Якове Николаевиче Гордеенко, который на должность хранителя музея был избран в 1885 г. и прослужил на этом посту двадцать лет до выхода в отставку. 3a это время в музей поступило большое количество предметов, отражающих технические достижения в области железнодорожного транспорта XIX в.

 

Яков Николаевич положил начало уникальной коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, насчитывающей в настоящее время более 250 натурных образцов и моделей, а также около 500 подлинных документов, альбомов чертежей, учебников, литографий, рассказывающих о зарождении и развитии устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов на железных дорогах России.

 

В 1884 г. Я.Н. Гордеенко разработал первую отечественную систему централизации стрелок и сигналов с жесткими тягами, которая в 1885 г. была введена в эксплуатацию на станции Саблино Николаевской железной дороги. В 1900-е гг. изобретатель разрабатывает систему централизации с гибкими тягами, позволившую увеличить дальность управления стрелками до 500 м, а сигналами – до 800 м.

 

Аппараты Гордеенко успешно конкурировали с иностранными аналогами. В 1896 г. они были премированы на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 г. – на Всемирной технической выставке в Париже. К началу XX века устройства централизации Гордеенко работали на 35 станциях Царицынской, Московско-Нижегородской, Рязанско-Уральской, Курско-Харьковско-Азовской, Николаевской железных дорог.

 

На железных дорогах России устройства централизации Гордеенко проработали до 1950-х гг.

 

В собрании Центрального музея железнодорожного транспорта России хранится аппарат исполнительного поста механической централизации стрелок и сигналов с гибкими тягами системы профессора Я.Н. Гордеенко, изготовленный в начале XX века. Он состоит из чугунной станины высотой 1,4 м с укрепленными на ней стрелочным рычагом, одноочковым блок-аппаратом (для контроля за блокированием), ящиком зависимостей (для механических замыканий) и микро-телефонной станцией с коммутационной доской (для включения блок-элементов). На станине также закреплен шкив постового компенсатора и гиря для натяжения троса.

 

В 2001 году по решению Экспертного совета при Политехническом музее от имени Секции научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев аппарат механической централизации стрелок и сигналов системы Я.Н. Гордеенко признан памятником науки и техники I категории.

 

Изображения из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта:
1. Портрет Я.Н. Гордеенко
2. Блок-аппарат механической централизации системы Гордеенко. 1884 г.
3. Сертификат № 462 на памятник науки и техники
4. Памятники науки и техники в музеях России. Выпуск 4. Издательство «Наука», 2005 г.
5. Л.М. Ласточкина «Аппарат механической централизации стрелок и сигналов системы Гордеенко» // Памятники науки и техники в музеях России. Выпуск 4. Издательство «Наука», 2005 г. с. 45-46.

 

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»