Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщения династии Гордеенко

Преемственность поколений в России существовала испокон веков, передача опыта, ценностей и знаний от одного поколения к другому позволяла не прерываться «профессиональной ниточке», протянутой через судьбы той или иной семьи на протяжении многих десятилетий. Не исключением была и семья Николая Степановича Гордеенко, государственного чиновника, начальника отделения Департамента Государственных Имуществ. Закончил службу в чине действительного статского советника, был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с императорской короной, Св. Владимира 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени, а также знаками отличия беспорочной службы за 15 и 25 лет. Николай Степанович был женат на дочери генерал-майора Якова Ивановича Слатвинского – Марии Яковлевне. В семье было четверо детей: две дочери – Юлия (12 мая 1847 г.) и Екатерина (15 июля 1849 г.) и два сына – Яков (26 октября 1851 г.) и Михаил (19 сентября 1855 г.).

 

Оба сына решили связать свою судьбу с железными дорогами.

 

В 1860 г. Яков Николаевич Гордеенко поступил в реальную гимназию училища Св. Анны (Анненшуле). После ее окончания, получив по всем предметам высшую оценку, он поступил в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра І. Окончив полный курс наук, преподаваемых в институте, был признан экзаменационною комиссиею достойным звания «Гражданского инженера с правом на производство строительных работ и правом на чин Коллежского Секретаря» и был определен на службу сверхштатным инженером Министерства путей сообщения без содержания. В 1876 г. Я.Н. Гордеенко становится уже штатным репетитором и начинает совмещать преподавательскую деятельность в институте с частными занятиями в Главном Обществе Российских железных дорог при техническом отделении Совета Управления (до 1886 г.). Именно с этим обществом связана изобретательская деятельность Якова Николаевича.

 

Высочайшим приказом от 2 апреля 1896 г. № 22 Яков Николаевич назначается ординарным профессором на кафедре «Верхнее строение пути», которую он будет возглавлять вплоть до своей отставки в 1905 г. по домашним обстоятельствам с назначением пенсии, в чине действительного статского советника. За годы службы он был награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степеней, а также серебряной медалью на александровской ленте в память царствования Императора Александра III и знаком отличия беспорочной службы за 25 лет. После выхода в отставку Гордеенко полностью посвятил себя своим изобретениям, а в последние годы работал в Техническом отделе Народного комиссариата путей сообщения экспертом в области рассмотрения новых изобретений, оценки научных трудов и решения сложных технических вопросов. Умер Я.Н. Гордеенко 29 марта 1922 г. Был женат и имел двух детей, дочь Александру (25 июля 1884 г.) и сына Петра (25 июня 1886 г.). После рождения сына жена Гордеенко Александра Федоровна скоропостижно скончалась, и ученому пришлось заниматься воспитанием детей в одиночку.

 

Несколько иной была судьба его младшего брата Михаила Гордеенко. В 1877 г. он также окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения со званием гражданского инженера с правом производства строительных работ и на чин коллежского секретаря при вступлении на гражданскую службу. Воинскую повинность отбывал в 3-й батарее 2-й гренадерской артиллерийской бригаде. На гражданскую службу поступил только в 1889 г. с зачислением в общество Тамбово-Козловской железной дороги в чине коллежского секретаря. В 1890 г. повышается до начальника участка службы пути Тамбово-Саратовской железной дороги.

 

«Железнодорожную династию» продолжил сын Якова Николаевича Гордеенко – Петр Яковлевич. В 1904 г. он успешно окончил реальное училище и продолжил свое образование в Институте инженеров путей сообщения. В своем выпуске 1910 г. был первым лучшим выпускником с занесением имени на мраморную Доску почета. Карьеру железнодорожника начал со скромной должности конторщика распорядительного движения станции Малая Вишера, а к 1917 г. возглавил Петроград-Московское отделение движения. В последующие годы начальственные должности Петр Яковлевич совмещал с преподаванием в Петроградском политехникуме путей сообщения. С 1932 г. Гордеенко возглавил кафедру «Эксплуатация железных дорог» и полностью перешел на педагогическую деятельность. Петр Гордеенко совместно с профессором ЛИИЖТа И.И. Васильевым явился одним из авторов хрестоматийного труда «Организация движения на железнодорожном транспорте». В 1956 г. Петру Яковлевичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Умер в 1977 г. и захоронен в Ленинграде.

 

Иллюстрации:
1. Портрет. Яков Николаевич Гордеенко. 1957 г. ЦМЖТ КП-2872.
2. Фотоателье К.А. Шапиро. Яков Николаевич Гордеенко с детьми Петром и Шурой. 1889 г. ЦМЖТ КП-6226/5.
3. Брошюра. Гордеенко Я.Н. Проект железного подкосного виадука. СПб, 1875 г. ЦМЖТ КП Б-1021.
4. Фотоателье «Г. Деньер». Петр Яковлевич Гордеенко. 1900-е гг. ЦМЖТ КП-6225/2.
5. Китель на выпуск декана эксплуатационного факультета ЛИИЖТа профессора П.Я. Гордеенко. ЦМЖТ КП-6884.
6. Рукопись. Гордеенко П.Я. Эксплуатационная работа дорог в условиях военного времени. ЦМЖТ КП-6228/14.
7. Фотография. Петр Яковлевич Гордеенко со студентами. 1960-е гг. ЦМЖТ КП-6226/24.
8. Фотография. Петр Яковлевич Гордеенко на скамейке в парке. 1957 г. ЦМЖТ КП-6225/24.
9. Почетная грамота «О присвоении П.Я. Гордеенко звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР». ЦМЖТ КП-6218/1.

 

Материал подготовлен н.с. НИО фондов ЦМЖТ Кругловой М.А.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»