Выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщения династии Гордеенко
Преемственность поколений в России существовала испокон веков, передача опыта, ценностей и знаний от одного поколения к другому позволяла не прерываться «профессиональной ниточке», протянутой через судьбы той или иной семьи на протяжении многих десятилетий. Не исключением была и семья Николая Степановича Гордеенко, государственного чиновника, начальника отделения Департамента Государственных Имуществ. Закончил службу в чине действительного статского советника, был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с императорской короной, Св. Владимира 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени, а также знаками отличия беспорочной службы за 15 и 25 лет. Николай Степанович был женат на дочери генерал-майора Якова Ивановича Слатвинского – Марии Яковлевне. В семье было четверо детей: две дочери – Юлия (12 мая 1847 г.) и Екатерина (15 июля 1849 г.) и два сына – Яков (26 октября 1851 г.) и Михаил (19 сентября 1855 г.).
Оба сына решили связать свою судьбу с железными дорогами.
В 1860 г. Яков Николаевич Гордеенко поступил в реальную гимназию училища Св. Анны (Анненшуле). После ее окончания, получив по всем предметам высшую оценку, он поступил в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра І. Окончив полный курс наук, преподаваемых в институте, был признан экзаменационною комиссиею достойным звания «Гражданского инженера с правом на производство строительных работ и правом на чин Коллежского Секретаря» и был определен на службу сверхштатным инженером Министерства путей сообщения без содержания. В 1876 г. Я.Н. Гордеенко становится уже штатным репетитором и начинает совмещать преподавательскую деятельность в институте с частными занятиями в Главном Обществе Российских железных дорог при техническом отделении Совета Управления (до 1886 г.). Именно с этим обществом связана изобретательская деятельность Якова Николаевича.
Высочайшим приказом от 2 апреля 1896 г. № 22 Яков Николаевич назначается ординарным профессором на кафедре «Верхнее строение пути», которую он будет возглавлять вплоть до своей отставки в 1905 г. по домашним обстоятельствам с назначением пенсии, в чине действительного статского советника. За годы службы он был награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степеней, а также серебряной медалью на александровской ленте в память царствования Императора Александра III и знаком отличия беспорочной службы за 25 лет. После выхода в отставку Гордеенко полностью посвятил себя своим изобретениям, а в последние годы работал в Техническом отделе Народного комиссариата путей сообщения экспертом в области рассмотрения новых изобретений, оценки научных трудов и решения сложных технических вопросов. Умер Я.Н. Гордеенко 29 марта 1922 г. Был женат и имел двух детей, дочь Александру (25 июля 1884 г.) и сына Петра (25 июня 1886 г.). После рождения сына жена Гордеенко Александра Федоровна скоропостижно скончалась, и ученому пришлось заниматься воспитанием детей в одиночку.
Несколько иной была судьба его младшего брата Михаила Гордеенко. В 1877 г. он также окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения со званием гражданского инженера с правом производства строительных работ и на чин коллежского секретаря при вступлении на гражданскую службу. Воинскую повинность отбывал в 3-й батарее 2-й гренадерской артиллерийской бригаде. На гражданскую службу поступил только в 1889 г. с зачислением в общество Тамбово-Козловской железной дороги в чине коллежского секретаря. В 1890 г. повышается до начальника участка службы пути Тамбово-Саратовской железной дороги.
«Железнодорожную династию» продолжил сын Якова Николаевича Гордеенко – Петр Яковлевич. В 1904 г. он успешно окончил реальное училище и продолжил свое образование в Институте инженеров путей сообщения. В своем выпуске 1910 г. был первым лучшим выпускником с занесением имени на мраморную Доску почета. Карьеру железнодорожника начал со скромной должности конторщика распорядительного движения станции Малая Вишера, а к 1917 г. возглавил Петроград-Московское отделение движения. В последующие годы начальственные должности Петр Яковлевич совмещал с преподаванием в Петроградском политехникуме путей сообщения. С 1932 г. Гордеенко возглавил кафедру «Эксплуатация железных дорог» и полностью перешел на педагогическую деятельность. Петр Гордеенко совместно с профессором ЛИИЖТа И.И. Васильевым явился одним из авторов хрестоматийного труда «Организация движения на железнодорожном транспорте». В 1956 г. Петру Яковлевичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Умер в 1977 г. и захоронен в Ленинграде.
Иллюстрации:
1. Портрет. Яков Николаевич Гордеенко. 1957 г. ЦМЖТ КП-2872.
2. Фотоателье К.А. Шапиро. Яков Николаевич Гордеенко с детьми Петром и Шурой. 1889 г. ЦМЖТ КП-6226/5.
3. Брошюра. Гордеенко Я.Н. Проект железного подкосного виадука. СПб, 1875 г. ЦМЖТ КП Б-1021.
4. Фотоателье «Г. Деньер». Петр Яковлевич Гордеенко. 1900-е гг. ЦМЖТ КП-6225/2.
5. Китель на выпуск декана эксплуатационного факультета ЛИИЖТа профессора П.Я. Гордеенко. ЦМЖТ КП-6884.
6. Рукопись. Гордеенко П.Я. Эксплуатационная работа дорог в условиях военного времени. ЦМЖТ КП-6228/14.
7. Фотография. Петр Яковлевич Гордеенко со студентами. 1960-е гг. ЦМЖТ КП-6226/24.
8. Фотография. Петр Яковлевич Гордеенко на скамейке в парке. 1957 г. ЦМЖТ КП-6225/24.
9. Почетная грамота «О присвоении П.Я. Гордеенко звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР». ЦМЖТ КП-6218/1.
Материал подготовлен н.с. НИО фондов ЦМЖТ Кругловой М.А.