Великий Сибирский путь
«Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений», – так было указано императором Александром III в рескрипте о сооружении Великого Сибирского пути 17 марта 1891 года.
Великий Сибирский путь проходил от Челябинска до Владивостока по территории России около 7000 км и около 2500 км по территории Северного Китая. После открытия 1 января 1899 года правильного движения на Средне-Сибирской железной дороге стал ходить скорый Сибирский поезд прямого сообщения (Транссибирский экспресс). На преодоление расстояния от Москвы до Иркутска (около 5500 км) с остановками на станциях поезд затрачивал около 8,5 суток.
В 1903 году министр путей сообщения М.И. Хилков дал указание начальнику Московско-Казанской железной дороги изготовить модель Сибирского поезда. Согласно документам, сохранившимся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, модель выполнялась с 1903 по 1910 г. мастерскими Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. Модель Транссибирского экспресса, поступившая в Музей Ведомства путей сообщения имени императора Николая I (ныне — Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации), является уникальной, так как в настоящее время подобные вагоны не сохранились. Вы можете полюбоваться ею в одном из залов нашего музея.
В Сибирских поездах были применены «все новейшие усовершенствования в деле вагоностроительной техники и комфорта». Модель в масштабе 1:20 точно отражает внешний вид и представляет внутреннее устройство состава из пяти вагонов конца XIX — начала XX вв.: пассажирский вагон первого класса на 18 мест, два вагона второго класса на 22 и 24 места, вагон-салон с помещением для отдыха пассажиров и ванной комнатой, багажный вагон с парогенератором.
Все вагоны Транссибирского экспресса имели деревянный кузов, установленный на балки из швеллеров, к которым крепились двухосные тележки Полонсо на плоских рессорах с двойным подвешиванием; оборудовались тормозами Вестингауза, для сцепления применялись винтовая стяжка; имели закрытые переходные площадки, лесенки для спуска на низкие платформы.
Освещались вагоны с помощью электрических светильников, оборудовались помещения для умывальника и туалета, вентиляция осуществлялась через специальные отверстия на крышах.





























