Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Вековой юбилей первого советского магистрального тепловоза

Сегодня , 5 августа, исполняется ровно 100 лет со дня рождения первого советского магистрального тепловоза. В ЦМЖТ РФ есть действующая модель, демонстрирующая выход локомотива из стен Балтийского завода.

 

Почему именно судостроительный завод выполнил этот неординарный заказ? Как инженерам Советской России удалось совершить технический прорыв в мировом локомотивостроении в сложнейших экономических условия? Об этом повествуют подлинные документы личного фонда Я.М. Гаккеля, представленные в одном из залов музея. чертежи, технические отчеты, личные записи изобретателя.

 

Тепловоз по сравнению с паровозом требовал для своей работы в четверо меньше топлива и почти обходился без воды, что было чрезвычайно важно при пришедшем в упадок железнодорожном хозяйстве того периода.

 

Опыт тяговика, электрика и создателя самолетов с двигателями внутреннего сгорания помог Якову Модестовичу Гаккелю в условиях ожесточённой борьбы с противниками строительства столь инновационной машины осуществить свою задумку.

 

Давайте вернемся на 100 лет назад и узнаем предысторию создания тепловоза.

 

В то время ни в институтах, ни у отдельных специалистов, работавших в области дизельной тяги, не было еще достаточно ясного представления о том, каким именно должен быть тепловоз, предназначавшийся для работы с поездами. Небольшой сравнительно зарубежный опыт использования маломощных дизельных локомотивов на подъездных путях мог здесь пригодится очень мало.

 

Проекты тепловозов А.Н. Шелеста, А.И. Липеца, Е.Е.Лонткевича находились еще в стадии предварительной разработки. Наряду с этим нельзя было терять драгоценное время, чтобы не опорочить саму идею.

 

В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны Теплотехнический Институт начал проектировать отечественный тепловоз с электрической передачей по системе Я.М. Гаккеля. Кроме того, своим решением от 10 марта 1922 г. СТО разрешил железнодорожной миссии за границей заказать три тепловоза: один с электрической передачей; один с гидравлической, впоследствии замененной механической, и один- с газовой передачей по проекту А.Н. Шелеста.

 

О тепловозе, проектируемом по системе Я.М. Гаккеля, представитель Госплана Г.М. Кржижановский, который постоянно находился в курсе всех работ ученых по созданию дизельных локомотивов, еще в 1922 г. докладывал В.И. Ленину.

 

Г.М. Кржижановский вообще хорошо знал транспорт, в свое время работал начальником паровозного депо Самара и принимал в новом деле живое участие. В.И.Ленин внимательно ознакомился с проектом Я.М. Гаккеля и распорядился ассигновать необходимые средства на постройку этого локомотива.

 

Для составления технического проекта и рабочих чертежей было организовано при Теплотехническом институте специальное бюро, которое возглавил Я.М. Гаккель. Строили тепловоз в Ленинграде на заводах: Балтийском судостроительном, «Красный путиловец», «Электрик», и «Электросила». Разработкой проекта ходовой части руководил проф. А.С. Раевский.

 

В этой работе принимал участие инженер К.А. Шишкин- впоследствии один из крупнейших специалистов-тепловозников. Тяговые двигатели проектировал инженер А.Е. Алексеев, впоследствии ставший членом-корреспондентом Академии наук СССР. Схему управления разработал проф. Я.М. Гаккель.

 

Силовая установка, дизель английской компании «Нью Лондон», была позаимствована у недостроенной подводной лодки «Лебедь».Кроме него, заграничными были только шведские подшипники. Тяговые электродвигатели изготовили на заводе «Электрик», колёсные тележки и раму – на «Красном путиловце», кузов – на Балтийском заводе. Генераторы производства завода «Вольта» были взяты у недостроенной субмарины «Язь». Мощность силового агрегата достигала 1000 л.с.

 

Благодаря ряду оригинальных конструктивных решений отнюдь не маленький локомотив легко вписывался в кривые радиусом всего 150 м.

 

Управляли этим чудом техники всего лишь два человека – механик-пилот, направлявший движение, и механик-моторист, следивший за работой двигателей. Сам Гаккель на всех испытаниях лично вёл свою машину.

 

Постройка тепловоза заняла всего два года. Даже в наше время это довольно короткий срок для создания новой машины. Можно себе представить, каким выдающимся достижением было это для того времени, когда никакого опыта и никакой подготовленной базы для тепловозостроения не существовало!

 

Итак, наступил торжественный день — 5 августа 1924 года из ворот мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый в мире магистральный тепловоз «Щэл-1»!

 

В будке пилота (так тогда называли кабину тепловоза) стояли Яков Модестович, В.Г.Харитонов, инженер Борис Александрович Даринский – первый «пилот» тепловоза и Катя Гаккель – студентка Ленинградского Электротехнического института. Механиком был В.К.Константинов (сводный брат Якова Модестовича). Дизель работал, в толпе кричали «Даешь!», в воздух бросали кепки и фуражки.

 

Яков Модестович в своих заметках отмечает:

 

«Первый советский тепловоз Г-Э-I, названный в память В.И.Ленина, был построен в рекордно-короткий срок: начало отпуска кредита на рабочее проектирование — июль 1922 г. и выход на заводский рельсовый путь 5 августа 1924 г. Прибытие в Москву через Вологду 16 января 1925 г.»

 

Создание первого магистрального тепловоза в мире дало сильнейший импульс к развитию железнодорожных магистралей во всех уголках земного шара.

 

Напоминаем, что в ЦМЖТ РФ работает выставка-посвященная Якову Модестовичу Гаккелю.

 

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»