В память о выдающемся инженере
Время бывает беспощадно к историческим фактам и героям, чьи имена хотелось бы помнить. Так случилось, с казалось бы весьма известной личностью.
При подготовке статьи об отечественном тоннелестроении для сайта музея, мы столкнулись с тем, что авторами многочисленных статей было утеряно ….отчество главного инженера на строительстве Сурамского тоннеля, а ведь это очень значимое сооружение на Закавказской железной дороге. Работами руководил Фердинанд Донатович Рыдзевский. Было непросто отыскать достоверную информацию об этом человеке, но проведя глубокие изыскания, командой нашего музея были обнаружены отечественные и зарубежные источники, например, выпуск журнала “Нива” от 1890 года, а также польская книга “Начальники органов российской специальной администрации в Царстве Польском в 1839–1918 годах, том IV, Департаменты коммуникаций, почты и телеграфа, дворцовые и внутренние дела“ издательства Университета Марии Кюри-Склодовской в Польше. Эти источники проливают свет на некоторые аспекты биографии выдающегося инженера, которыми мы спешим поделиться с вами.
Фердинанд Донатович Рыдзевский родился в Финляндии, в городе Фридрихсгам, ныне город Хамина, 5 августа 1832 года. Происходил из дворянской семьи, отец его, Донат Рыдзевский, был офицером финской и русской армий.
В 1850 году Рыдзевский с успехом окончил Финляндский кадетский корпус, а затем был приписан к Михайловской артиллерийской академии, чтобы продолжать образование. Но военное дело не привлекало молодого человека, поэтому в 1858 году он достигает звания ротного офицера в Институте Корпуса инженеров путей сообщения, которое дает ему право слушать лекции в институте. Фердинанд Донатович посещал специализированные классы и в 1860 году окончил Институт Корпуса Инженеров путей сообщения в звании инженера-поручика. Уже в 1861 году был удостоен звания инженера-капитана и был причислен к Корпусу инженеров путей сообщения.
После получения образования инженер Рыдзевский принимал активное участие при строительстве многих железных дорог, например: Козлово-Воронежской, Елецко-Грязской, Лозово-Севастопольской. После завершения строительных работ на Лозово-Севастопольской железной дороге Фердинанд Донатович был назначен правительственным инспектором Привислинских железных дорог, в этой должности он проработал 11 лет. В 1886 году Рыдзевскому, как опытному инженеру, поручили очень ответственное дело — строительство Сурамской обходной линии Закавказской железной дороги. Работы осложнились тем, что уклоны горного участка дороги были очень крутыми, что затрудняло железнодорожное движение. Проект переустройства данного участка был разработан еще в 1882 г., а к концу 1883 года он был утвержден. Необходимо было построить обходной путь протяженностью 22 км, из которых 4 км приходилось на тоннель под Сурамским хребтом. Именно на эти сложные работы Фердинанд Донатович Рыдзевский был назначен главным инженером. Современники видели в Рыдзевском не только профессионального инженера, но и грамотного и ответственного руководителя. Под его началом трудились группы рабочих, а строительство не прекращалось ни на минуту. Несмотря на непредсказуемость грунта и обилие вод, Рыдзевский выполнил все строительные работы качественно и без несчастных случаев, и уже в 1890 году тоннель был открыт. За успешное строительство Сурамского тоннеля Рыдзевский был удостоен ордена Св. Станислава первой степени.
У Фердинанда Донатовича было четверо сыновей и дочь, двое его сыновей, Эрнест Карл Донат и Павел Николай Фердинанд, также окончили Институт Корпуса инженеров путей сообщения, их имена можно встретить в списках выпускников института за 1893 и 1909 годы соответственно. Эрнест Карл Донат впоследствие стал штатным инженером Министерства Путей сообщения, а также помогал строить мост через реку Иртыш на Западно-Сибирской железной дороге.
Работы Фердинанда Донатовича Рыдзевского оказали особое влияние на развитие железных дорог и тоннелестроения в России. Одна из его главных и значимых работ — Сурамский тоннель, его строительство прошло быстро и без потерь, а главное, тоннель стал уникальным сооружением своего времени и позволил соединить Восточную и Западную Грузию, а также увеличить пропускную способность Закавказских железных дорог.
Давайте помнить и чтить память тех, кто всеми силами помогал развивать железнодорожную отрасль нашей страны!





























