У истоков тоннелестроения
В экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта есть раздел, посвященный тоннелестроению.
Первые железнодорожные тоннели в Российской империи построили в начале 1860-х годов на Петербурго-Варшавской железной дороге – Понарский к юго-западу от Вильны и Ковенский в районе города Ковно. Автором этих подземных сооружений исследователи называют выпускника Института Корпуса инженеров путей сообщения 1841 года Гиллария Фаддеевича Перрота. При постройке Ковенского тоннеля инженер впервые сделал попытку «теоретического исчисления размера толщины свода» тоннеля.
Следующие работы по возведению тоннелей были выполнены в 1870-е годы в ходе строительства Лозово-Севастопольской железной дороги. Работами по их сооружению занималось Акционерное общество, которое возглавлял специалист по камню, строитель и меценат Петр Ионович Губонин. На дороге выполнили шесть тоннелей общей протяженностью более двух километров, среди которых самый длинный Цыганский 650 метров.
Тоннель Лозово-Севастопольской железной дороги. 1870-е гг.
В 1890 г. на Закавказской железной дороге возвели, на тот момент самый длинный на российских железных дорогах, протяженностью около четырех километров, Сурамский тоннель. Работами руководил специалист по постройке железных дорог и тоннелей инженер Фердинанд Донатович Рыдзевский.
Медаль памятная. «В память открытия Сурамского тоннеля». 1890 г.
При сооружении Китайско-Восточной железной дороге пробили девять тоннелей. Все они располагались на главной линии, восемь малых – общей длиной 1231 м и девятый – через Хинганский хребет, длиной 3073 м. Хинганский тоннель построили в короткие сроки – за 2 года 2,5 месяца. Он занимал второе место по длине (после Сурамского) среди тоннелей, построенных русскими инженерами. Работами по сооружению Хинганского тоннеля руководил инженер путей сообщения Николай Николаевич Бочаров.
Инженер Н.Н. Бочаров
Хинганский тоннель 1903 г.
В конце XIX начале XX века строительство большого количества тоннелей было связанно с сооружением Великого Сибирского пути. Только на небольшом участке Кругобайкальской железной пробили 40 тоннелей. В 1910-е гг. при пересечении Малого Хингана на Амурской железной дороги было сооружено 7 тоннелей.
Постройка железных дорог в горной местности на Кавказе, в Крыму, на Дальнем Восток, позволяла совершенствовать конструкции тоннелей и технологию проведения работ. Обучение специалистов по проектированию и строительству таких важных транспортных объектов, как железнодорожные тоннели, велась в Институте инженеров путей сообщения. Однако отдельного направления в подготовке строителей не было.
В 1930 г. постановлением Комитета по высшему образованию при ЦИК СССР в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС) была организована первая в нашей стране кафедра «Тоннели», которая с 1967 г. стала называться «Тоннели и метрополитены». Создание отдельного направления в образовании инженеров путей сообщения обуславливалось предстоящим строительством первой очереди Московского метрополитена и увеличением работ по сооружению и реконструкции железнодорожных тоннелей.
Пофессор А.Н. Пассек принимает экзамен у студентов. 1950 г.
У истоков создания кафедры тоннели стоял инженер путей сообщения Александр Николаевич Пассек (1886-1951). После окончания в 1912 году Петербургского института инженеров путей сообщения, Александр Николаевич работал на постройке тоннелей на Дальнем Востоке. Профессор Пассек, кроме педагогической и научной деятельности, был главным консультантом по тоннелям на строительстве первой очереди Московского метрополитена, принимал активное участие в проектировании линий Ленинградского метро.
В этом году столичный метрополитен отмечает 90 лет, а метрополитен Санкт-Петербурга 70 лет. Выпускники кафедры «Тоннели и метрополитены» ПГУПС занимались проектированием и строительством уникальных транспортных объектов на Байкало-Амурской магистрали. Ценнейшие материалы по работам профессора А.Н. Пассека и деятельности кафедры «Тоннели и метрополитены» ПГУПС хранятся в музейной коллекции.
Изображения:
Тоннель Лозово-Севастопольской железной дороги. 1870-е гг.
Медаль памятная. «В память открытия Сурамского тоннеля». 1890 г.
Хинганский тоннель 1903 г.
Инженер Н.Н. Бочаров
Профессор А.Н. Пассек принимает экзамен у студентов. 1950 г.





























