Работы Н. Бестужева на выставке «Книга мостов»
До 18 сентября в Музее мостов проходит выставка «Книга мостов». В экспозиции представлены не только петербургские переправы, но и гидротехнические сооружения других уголков нашей страны.
Три графические работы Н. Бестужева являются иллюстрациями для будущей книги московского историка А. Дворникова «Химера», посвященной судьбам строителей канала Москва-Волга.
Архитектурные памятники канала имени Москвы, расположенные в закрытом поселке Шлюзы, представляют собой уникальный исторический комплекс. Несмотря на то, что территория находится в современном московском районе Нагатино, за последние 90 лет облик места практически не претерпел изменений, сохраняя атмосферу далеких 1930-х годов.
Художник изображает канал имени Москвы в гнетущей атмосфере – монохромные заброшенные мосты и шлюзы возвышаются над черной водой. Мрачность произведений поддерживается отсутствием людей, теперь среди холодных бетона и металла обитают птицы. Только один сторож с ружьем наперевес проходит по высокому мосту над сухим доком, его маленькая фигурка теряется над огромными створками железного шлюза, подчеркивая ничтожность человека перед своими монументальными творениями.
В 1930-х годах в СССР началась масштабная программа по преобразованию Москвы в город, соединённый водными путями с пятью морями. По указанию Сталина развернулось строительство гидротехнических сооружений вдоль Волги и Москвы-реки, в состав которых входит Перервинская ГЭС.
В 1935 году здесь произошли значительные изменения: старая деревянная плотина была заменена на современную бетонную конструкцию, а также был возведён новый шлюз №11 взамен устаревшего.
Для обеспечения рабочей силой строительства на отдалённый остров по воде доставили заключённых Дмитлага. На острове был организован лагерь, состоявший из бараков. После завершения работ по возведению шлюза №11 большинство построек демонтировали.
Положение заключенных лагеря было крайне тяжёлым. Условия труда и быта были невыносимыми, а питание скудным. Это приводило к многочисленным смертям среди строителей. Археологические находки свидетельствуют о том, что на территории у Коломенского были обнаружены десятки захоронений погибших во время строительства.
Параллельно на вновь созданном деривационном канале в 1935 году был построен шлюз №10 канала Москва-Волга. На образовавшемся Шлюзовом острове появился новый населённый пункт – посёлок Шлюзы.
Существовали амбициозные планы по обустройству территории: предполагалось создать парк с фонтанами и каналами, который должен был стать подобием Московского Петергофа. В проекте также фигурировал памятник Сталину, однако этим замыслам не суждено было воплотиться в жизнь.
Работы Н. Бестужева отсылают к печальной истории возведения Перервинской ГЭС, но в то же время обращают внимание на подвиг строителей канала Москва-Волга.





























