Телеграфный аппарат Дэвида Юза
В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ хранится подлинный буквопечатающий телеграфный аппарат Дэвида Юза с гиревым приводом, изготовленный в начале XX века на петербургском заводе «Сименс и Гальске», входившем в состав Акционерного общества русских электротехнических заводов. Аппарат Юза имеет заводской номер № 2180. Телеграфный аппарат Юза поступил в музей из Ленинградского электротехнического института инженеров железнодорожного транспорта в 1952 г. Этот институт был создан в 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи. В 1950 году ЛЭТИИСС переименовали в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ). В 1954 г.он вошёл в состав ЛИИЖТа как электротехнический факультет.
С изобретением первого электромагнитного телеграфа П.Л. Шиллинга в 1832 г. началась эпоха электрической связи. В последующие два десятилетия изобретателями разных стран (Англия, Франция, Германия, Россия и США) создавались различные конструкции телеграфных аппаратов – мультипликаторные, стрелочные, пишущие. Наиболее перспективными оказались аппараты Морзе, производившие запись телеграфных сигналов при помощи специального кода, состоявшего из сочетаний точек и тире. Основным телеграфным аппаратом, применяемым в России с 1854 г., был аппарат Морзе, простой в обслуживании и надежный в действии. Но эта система требовала расшифровки, увеличивающей время передачи корреспонденции и снижающей производительность аппарата. Поэтому изобретатели не переставали работать над аппаратом, который мог бы выдавать принимаемые сигналы в виде готового текста. Такое изобретение удалось воплотить в жизнь в 1855 г. профессору музыки Бордстонского колледжа (США, Коннектикут) Дэвиду Эдвину Юзу (1801-1900). Юз увлекался естественными науками, особенно физикой, сконструировал и получил патент на телеграфный аппарат, непосредственно печатавший буквы на бумажной ленте. Благодаря этому ускорялась передача телеграмм, сокращалось время на обработку ленты, которую сразу можно было наклеивать на бланк. В телеграфном аппарате Юза клавиши соответствуют не нотам, а буквам и цифрам, а вместо педалей рояля, закачивающих воздух в меха, — педаль для поднятия гирь привода. Аппарат работал по принципу синхронного и синфазного вращения движущихся механизмов. В телеграфе Юза использовался неравномерный импульсный код. Передача знака происходила при нажатии клавиши, когда в линию поступал импульс тока. Печатались знаки с помощью специального приемного устройства с типовым буквенно-цифровым, постоянно вращающимся колесом и электромагнитом, который, под действием электрического импульса, прижимал бумажную ленту к печатающему валику. Скорость печати достигала 200 знаков в минуту. Дальность действия аппарата — 600-800 км.
Аппарат имел существенный недостаток — сложность конструкции и необходимость точной настройки для поддержания синхронно-синфазного вращения типовых колес, так что 15-20% рабочего времени уходило на регулировку. Поэтому производительность линий с аппаратом Юза была невелика.
Телеграфные аппараты Юза применялись на линиях связи многих стран мира в период с 1860 по 1920 гг.
16 ноября 1865 г. стали действовать первые два телеграфных аппарата Юза, установленные Министерством Почт и Телеграфов в Петербурге и Москве.
На железных дорогах Российской империи аппараты Юза начали применять впервые — на линии Петербург-Москва с 1865 г.
С 1881 г. телеграфные аппараты Юза стали постепенно вытесняться более производительными аппаратами Уитстона.