Сызранский мост
30 августа 1880 года был сдан в эксплуатацию первый железнодорожный переход через реку Волгу – Сызранский мост.
Спроектировал это сооружение профессор Института инженеров путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский. Мост получился самым длинным в Европе, протяженностью 1435 м, состоял из 13 пролетов с главными трёхраскосными фермами длиной по 106,5 м. В процессе изысканий места мостового перехода через Волгу профессор Белелюбский сформулировал свой первый научный постулат о расчете отверстия моста, провел экономическое сравнение различных вариантов пролетных строений.
Реализовывали проект инженеры путей сообщения В.И. Березин и К.Я. Михайловский. Новые рациональные проектные решения, возникшие уже во время проведения работ, такие как применение раскосов жесткого сечения, в конечных панелях ферм, кессон туфлеобразной формы для одной из опор, способствовали надежности сооружения.
Мост был построен из сварочного бельгийского железа, на строительство пошло 6814 тонн. Тогда Белелюбский пришел к мысли о необходимости введения контроля за качеством металла не только по временному сопротивлению, но и по удлинению. В дальнейшем им были разработаны нормы на приемку мостового железа.
К открытию переправы выполнили памятную медаль, на лицевой стороне которой было выбито изображение императора Александра II и надпись: «В память сооружения Сызранского моста через Волгу нач.1875 оконч.1880 г.». Мост, как одно из замечательных сооружений времени царствования императора Александра II, получил его имя. В музейной коллекции имеется такая медаль, выполненная из бронзы, и целый ряд открыток с изображением Александровского моста.
После окончания строительных работ Константин Яковлевич Михайловский передал в музейную коллекцию модель Сызранского моста. Этот экспонат демонстрирует один пролет с береговой и промежуточной опорами, что позволяет в объеме представить, как выглядело сооружение. Имеется памятная табличка, подтверждающая историю происхождения этого музейного раритета, следующего содержания: «Модель одного пролета Александровского через Волгу моста на Оренбургской железной дороге, длина моста 695 саженей, Институту инженеров путей сообщения императора Александра I от строителя инженера К.Я. Михайловского». Дополняет историю этого моста акварель, выполненная в 1880 году, а также художественные произведения, украшающие лестницу музея.
В настоящее время модель Сызранского моста, переданная в музейную коллекцию в XIX веке, является «Памятником науки и техник I ранга», так как само сооружение в первоначальном виде не сохранилось. С деятельностью профессора Н.А. Белелюбского, автора проектов порядка 100 российских мостов, и моделью его уникального сооружения – Сызранского моста, можно познакомится в Музее мостов.





























