Строительство шоссе между двумя столицами
Внимание посетителей в нашем музее привлекает макет, отображающий ход ремонтных работ на участке шоссе первой половины XIX века. Этот экспонат позволяет в деталях рассмотреть конструкцию дорожного полотна. На макете фигурки рабочих вручную уплотняют покрытие, участок оборудован шлагбаумом и сторожевой будкой, а вдоль обочины стоят деревянные столбы.
Наклейка на подмакетнике рассказывает о полученной награде. Макет удостоен почётного диплома Всемирной выставки 1894 года в Антверпене (Бельгия). Там же указано, что работа выполнена в «Художественной мастерской моделей и русского типа игрушек А. А. Экгольм» (Москва, Арбатская площадь, дом Макаровых). Мастерская специализировалась на изготовлении фигур и объектов, выполненных с тщательным подражанием натуре.
Сюжет музейного раритета относит зрителя к периоду активного развития транспортной сети в России. После окончания наполеоновских войн страна смогла приступить к реализации планов, разработанных Августином Бетанкуром, по улучшению состояния путей сообщения. Несмотря на наличие к началу XIX века свыше 3200 почтовых станций и более 450 почтовых учреждений, дороги оставались в неудовлетворительном состоянии.
В 1816 году было создано Главное управление путей сообщения в ведение которого передали строительство и содержание Большой Московской дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. С 1 января 1817 года началось возведение первых шоссе с булыжным покрытием, а в 1820-х годах стали применять технологию макадама, то есть — создание дорожного покрытия из утрамбованного щебня разных размеров, уложенного в несколько слоёв. Работы выполняли офицеры и рабочие бригады Корпуса инженеров путей сообщения.
Строительство шоссе между двумя столицами сопровождалось выпрямлением трассы и сокращением её длины: в 1820-х годах она составляла 728 вёрст, а к 1834 году — 677. Развитие шоссейных дорог сыграло важную роль не только в транспортной, но и в экономической и культурной жизни страны, способствовало появлению регулярных коммерческих пассажирских перевозок, доступных более широкому кругу населения. Вдоль шоссе находились гражданские здания, различные сооружения, а также военные казармы.
Важно отметить, что при строительстве дороги необходимо было обходить множество водных преград. Мосты предполагалось строить каменные, но в итоге их пролёты были сделаны из дерева. Более подробно об этом можно узнать в Музее мостов (филиал ЦМЖТ РФ, Мучной, 2).





























