История за кадром
История за кадром: спасение раритетов
Еще раз возвращаемся к фотографии начала XX века. На снимке, запечатлевшем семью профессора Петербургского института инженеров путей сообщения, по центру мы видим Веру Соловьеву. Родилась она в Санкт-Петербурге в августе 1896 года. Училась в Петроградском университете на историко-филологическом факультете, затем поступила на историко-теоретический факультет в Консерваторию. Окончила Российский институт истории искусств. Преподавала гуманитарные предметы в школах и техникумах. В последствии работала в Ленинградском университете (1920–1932), Академии искусствознания (1933–1934), в Консерватории. С апреля 1942 года стала директором Ленинградского Театрального музея, а затем — его главным хранителем. Документов о том, как музеи города переживали блокаду, сохранилось мало. Поэтому каждая история из этой героической летописи бесценна.
«Зима 1941–1942 годов была очень холодной, «лютой»: морозы достигали 42 градусов, с ноября норму хлеба для служащих, каковыми были все сотрудники музея, сократили до 125 граммов в день. Директор музея театрального искусства 74-летний Петр Николаевич Шеффер, находившийся на казарменном положении, очень ослаб и умер в марте 1942 года. В этот же период умирает его заместитель Левкий Иванович Жевержеев. Сын почетного гражданина Российской империи, наследник богатейшего состояния, владелец ценнейшей коллекции, Жевержеев передал большую часть своего собрания Музею, одним из основателей которого он являлся. Так, оба руководителя, оберегая музейные ценности, отказались уехать из Ленинграда. оба остались в блокадном городе и оба умерли в своем музее.
В столь трагический период, 1 апреля 1942 года, музей возглавила музыковед Вера Григорьевна Соловьева. Позже она напишет: «весь штат сотрудников, большая часть которых проработала в нем со дня открытия, во время блокады погиб (сохранился только один научный сотрудник, эвакуировавшийся с театром, и 1 уборщица)». Умерли в 1942 году и две родные сестры Веры Григорьевны. Однако, Соловьева продолжала работать. Ей практически вновь пришлось создавать музей, искать научных сотрудников, набирать штат, решать экономические и хозяйственные вопросы. Уезжавшие в эвакуацию деятели театра сдавали ей ценные вещи на хранение в музее, зная, что смогут получить их обратно. Узнав о смерти режиссера И. Г. Дворищина, близкого друга Ф. И. Шаляпина, который бережно хранил вещи, оставленные ему Шаляпиным при отъезде в 1922 году, В. Г. Соловьева и сотрудница вывезли на санках ценнейшие материалы о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина из дома Дворищина на улице Графтио на Петроградской стороне. В газете «Вечерний Ленинград» 5 сентября 1964 года была помещена статья А. Качалова, который писал: «В 1942 году Исай Григорьевич Дворищин скончался, дочь его Софья Исаевна находилась в эвакуации. Чтобы сохранить драгоценные реликвии, директор музея В. Г. Соловьева и работница Управления по делам искусств перевезли все с улицы Графтио на площадь Островского. Упакованные и опечатанные вещи Ф. Шаляпина и И. Г. Дворищина до конца войны хранились в кладовых музея, а потом были возвращены владельцам».
По материалам сайтов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского Корсакова.





























