Савва Иванович Мамонтов строитель Донецкой каменноугольной железной дороги
Цикл «Историческая зарисовка к выставке «Донбасс – промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги».
Савва Иванович Мамонтов — строитель Донецкой каменноугольной железной дороги
Имя Саввы Ивановича Мамонтова, в первую очередь, ассоциируется с искусством. Он вошел в плеяду крупнейших российских меценатов. «Жизнь коротка, искусство долговечно», — говорил он. Но не только великие художники и музыканты были благодарны щедрости и вниманию Саввы Ивановича. Его предпринимательский талант распространился на многие другие сферы и направления; железная дорога не стала исключением. Благодаря реформаторской политике императора Александра II началась эпоха бурного железнодорожного строительства, в первую очередь за счет привлечения частного капитала, так в России появились «железнодорожные короли» — С.С. Поляков, семья фон Мекк, П.Г. Дервиз, П.И. Губонин и Ф.В. Чижов.
Последний — Петр Васильевич Чижов — сыграл важнейшую роль в жизни Саввы Ивановича, под его руководством он получил опыт финансиста и организатора в деле строительства и эксплуатации железных дорог. Кстати, А.П. Чехов назвал Мамонтова «железнодорожным барином».
На выставке «Донбасс — промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги», которая сейчас проходит в музее, один из ее разделов рассказывает о Донецкой каменноугольной дороге. В 1875 г. С.И. Мамонтов получил концессию на строительство. Эта дорога была необходима для дальнейшего развития горнометаллургической промышленности региона. Савва Иванович стал учредителем акционерного общества «Донецкая железная дорога».
Производство работ в каменной выемке на 33 версте Криничной ветки
На момент открытия Донецкой каменноугольной железной дороги в 1878 г. ее протяженность составляла более 400 км, уже через год увеличилась на 100 км. Промышленность Донбасса имела небывалые темпы развития. Вдоль железной дороги начали строиться доменные и сталеплавильные заводы, открываться карьеры по добыче руды, шлаковых, соляных и гипсовых залежей.
Товарно-пассажирский паровоз Мальцевского завода
Управление железной дороги находилось в г. Луганске. Всего на станциях Донецкой Каменноугольной железной дороги было построено 15 паровозных депо, из них три – основные (Дебальцево, Ровеньки, Попасная), два — оборотные (Луганск и Краматорск). В 1880 г. объединены Донецкая каменноугольная и Константиновская железные дороги. В 1882 г. построенный новый участок Еленовка-Мариуполь открыл путь к Азовскому морю. В 1884 г. дорога соединилась с центром Екатеринославской губернии и Криворожским железорудным бассейном. В 1890 г. С.И. Мамонтов продает дорогу государству, а затем большая часть ее входит в состав Екатерининской казенной железной дороги. Но железнодорожная сеть Донбасса продолжала развиваться и стала впоследствии самой разветвленной в России.
Большие мастерские при станции Лугань
Так, к концу XIX в. на Донбассе были построены Курско-Харьково-Азовская, Донецкая Каменноугольная и Екатерининская железные дороги.
Пассажирское здание станции II класса Дебальцево
На выставке впервые представлены уникальные музейные предметы, например, альбом «Виды Донецкой каменноугольной железной дороги» с фотографиями Ф. Бюро и акварель «Пассажирское здание станции II класса Дебальцево. Донецкая Каменноугольная железная дорога» из документа «Приложение к отчету Министерства путей сообщения 1855-1880. Железнодорожный отдел». Как правило, посетители выставки, не имеют возможности полистать представленные альбомы и документы, именно поэтому в витрине раздела «Донецкая каменноугольная железная дорога» используется фоторамка, в которой есть все листы альбома фотографий и графические листы из Приложения к отчету.
Паровозное здание станции Дебальцево
Альбом «Виды Донецкой каменноугольной железной дороги»:
1. Производство работ в каменной выемке на 33 версте Криничной ветки
2. Товарно-пассажирский паровоз Мальцевского завода
3. Мост через реку Торец
4. Большие мастерские при станции Лугань
Листы из «Приложение к отчету Министерства путей сообщения 1855-1880 Железнодорожный отдел»:
5. Пассажирское здание станции II класса Дебальцево
6. Паровозное здание станции Дебальцево
Портрет С. И. Мамонтова из книги «Поляковы. Финансовая империя российских Ротшильдов» Фоменко С., 2011 г.





























