Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Савва Иванович Мамонтов строитель Донецкой каменноугольной железной дороги

Цикл «Историческая зарисовка к выставке «Донбасс – промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги».

 

Савва Иванович Мамонтов — строитель Донецкой каменноугольной железной дороги

 

Имя Саввы Ивановича Мамонтова, в первую очередь, ассоциируется с искусством. Он вошел в плеяду крупнейших российских меценатов. «Жизнь коротка, искусство долговечно», — говорил он. Но не только великие художники и музыканты были благодарны щедрости и вниманию Саввы Ивановича. Его предпринимательский талант распространился на многие другие сферы и направления; железная дорога не стала исключением. Благодаря реформаторской политике императора Александра II началась эпоха бурного железнодорожного строительства, в первую очередь за счет привлечения частного капитала, так в России появились «железнодорожные короли» — С.С. Поляков, семья фон Мекк, П.Г. Дервиз, П.И. Губонин и Ф.В. Чижов.

 

 

Последний — Петр Васильевич Чижов — сыграл важнейшую роль в жизни Саввы Ивановича, под его руководством он получил опыт финансиста и организатора в деле строительства и эксплуатации железных дорог. Кстати, А.П. Чехов назвал Мамонтова «железнодорожным барином».

 

 

На выставке «Донбасс — промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги», которая сейчас проходит в музее, один из ее разделов рассказывает о Донецкой каменноугольной дороге. В 1875 г. С.И. Мамонтов получил концессию на строительство. Эта дорога была необходима для дальнейшего развития горнометаллургической промышленности региона. Савва Иванович стал учредителем акционерного общества «Донецкая железная дорога».

 

Производство работ в каменной выемке на 33 версте Криничной ветки

 

На момент открытия Донецкой каменноугольной железной дороги в 1878 г. ее протяженность составляла более 400 км, уже через год увеличилась на 100 км. Промышленность Донбасса имела небывалые темпы развития. Вдоль железной дороги начали строиться доменные и сталеплавильные заводы, открываться карьеры по добыче руды, шлаковых, соляных и гипсовых залежей.

 

Товарно-пассажирский паровоз Мальцевского завода

 

Управление железной дороги находилось в г. Луганске. Всего на станциях Донецкой Каменноугольной железной дороги было построено 15 паровозных депо, из них три – основные (Дебальцево, Ровеньки, Попасная), два — оборотные (Луганск и Краматорск). В 1880 г. объединены Донецкая каменноугольная и Константиновская железные дороги. В 1882 г. построенный новый участок Еленовка-Мариуполь открыл путь к Азовскому морю. В 1884 г. дорога соединилась с центром Екатеринославской губернии и Криворожским железорудным бассейном. В 1890 г. С.И. Мамонтов продает дорогу государству, а затем большая часть ее входит в состав Екатерининской казенной железной дороги. Но железнодорожная сеть Донбасса продолжала развиваться и стала впоследствии самой разветвленной в России.

 

Большие мастерские при станции Лугань

 

Так, к концу XIX в. на Донбассе были построены Курско-Харьково-Азовская, Донецкая Каменноугольная и Екатерининская железные дороги.

 

Пассажирское здание станции II класса Дебальцево

 

На выставке впервые представлены уникальные музейные предметы, например, альбом «Виды Донецкой каменноугольной железной дороги» с фотографиями Ф. Бюро и акварель «Пассажирское здание станции II класса Дебальцево. Донецкая Каменноугольная железная дорога» из документа «Приложение к отчету Министерства путей сообщения 1855-1880. Железнодорожный отдел». Как правило, посетители выставки, не имеют возможности полистать представленные альбомы и документы, именно поэтому в витрине раздела «Донецкая каменноугольная железная дорога» используется фоторамка, в которой есть все листы альбома фотографий и графические листы из Приложения к отчету.

 

Паровозное здание станции Дебальцево

 

Альбом «Виды Донецкой каменноугольной железной дороги»:

1. Производство работ в каменной выемке на 33 версте Криничной ветки
2. Товарно-пассажирский паровоз Мальцевского завода
3. Мост через реку Торец
4. Большие мастерские при станции Лугань

 

Листы из «Приложение к отчету Министерства путей сообщения 1855-1880 Железнодорожный отдел»:

5. Пассажирское здание станции II класса Дебальцево
6. Паровозное здание станции Дебальцево

Портрет С. И. Мамонтова из книги «Поляковы. Финансовая империя российских Ротшильдов» Фоменко С., 2011 г.

 

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»