Выставка «Рождение масштаба»
«Рождение масштаба» — так называется архитектурная выставка, которая проходит в Национальном центре «Россия» в Москве. Проект стал значимой профессиональной площадкой и ярким культурным событием. Экспозиция вызвала живой интерес как у специалистов, так и у широкой публики, интересующейся архитектурой, проектированием и градостроительством.
Заместитель директора ЦМЖТ РФ Елена Николаевна Асташова изучала разделы экспозиции в сопровождении куратора проекта архитектора Андрея Александровича Чернихова.
«Интерес к этой выставке не праздный. Наш старейший научно-технический музей, обладая уникальной коллекцией, связанной с развитием архитектурных тенденций, приступил к подготовке интереснейшей выставки, которая расскажет о результатах совместной работы инженеров путей сообщения и зодчих в первой трети XIX века в Санкт-Петербурге», — отметила Елена Николаевна. – «Ряд разделов московской выставки, посвященных планированию в разные эпохи «регулярного города» созвучны нашим изыскания».
«Рождение масштаба» удивляет и просвещает. Буквально завораживает зрителя раздел русского деревянного зодчества. Здесь, конечно, царствует уникальная коллекция деревянных соборов, представленных из собрания Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Макет беляны – так называлось судно, предназначенное для транспортировки леса по Волге, Каме и другим крупным рекам России в XIX — начале XX века восхищает масштабом и технологией строительства.
«Эти суда были огромных размеров даже по современным меркам: по некоторым историческим данным, их длина могла достигать 120 метров, высота борта — 6 метров, а грузоподъемность — до 10 000 тонн леса. При этом первые беляны, как и многие другие шедевры деревянного зодчества, строились без единого гвоздя. Я уверен, это сооружение неизвестно широкому кругу посетителей, оно уникально как по замыслу, так и по исполнению», — отметил А.А. Чернихов.
А дальше в залах идет рассказ о полете мысли городского планирования от Великого Новгорода до Соцгорода 1920 – 1930-х годов. По центру экспозиции воссозданы в масштабе сталинские высотки вокруг Кремля. Воплощен в макете замысел проекта Татлина «Башня Третьего Интернационала» в Петрограде. Автор предполагал, что 400-метровый небоскреб должен будет сочетать в себе движущиеся архитектурные сооружения с проекцией революционных лозунгов на вечно сером небосводе Северной столицы. Чувствуется желание авторов выставки глубже погрузить зрителя в творческую атмосферу архитектурных мастерских. Эту задачу решают кропотливо, буквально по деталям воссозданные рабочие места зодчих разных эпох.
«Выставка, по сути, живой учебник архитектуры. Её экспонаты прекрасный, наглядный пример для студентов, юных дарований, устремленных к творчеству. Здесь каждый раздел – пример как можно мыслить дерзко, ярко, не шаблонно. И в тоже время экспозиция – это диалог с обществом, напоминание как важно оберегать и поддерживать человеческий талант и сохранять неординарные архитектурные объекты, которые во времени теряют роль модной тенденции, но обретают статус символа эпохи». Такую запись оставила Елена Николаевна в книге отзывов после посещения выставки.





























