Произведения художника Владимирова И.А. в коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта
Центральный музей железнодорожного транспорта России обладает любопытной коллекцией произведений искусства, которые отражают различные аспекты развития железных дорог. Одним из выдающихся художников, чьи работы украшают собрание, является Иван Андреевич Владимиров.
Художник родился в 1869 году в Вильно, в семье священника, где с ранних лет проявил склонность к рисованию. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе Ивана Трутнева. Учился в Санкт-Петербургском юнкерском училище. Из-за болезни оставил службу. В 1891—1893 годах учился в Петербургской Академии художеств.
В фонде изобразительного искусства ЦМЖТ РФ хранятся более 30 произведений Владимирова, представленных как в живописи, так и в графике. Многие из них запечатлели важные моменты в истории развития железнодорожного транспорта. Одно из его живописных полотен «Первый русский паровоз» написано в 1929 году Художник показал прибытие паровоза к зданию Выйского завода из шахты, нагруженного рудой, самые смелые рабочие стали первыми «пассажирами». Машинист паровоза Мирон Черепанов — это он с отцом и построил это чудо техники. Художник сделал зрителя участником фантастического события: восторг и ужас вызывал новый вид транспорта. Вот свидетельство очевидца первого рейса паровоза Черепановых: «В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов. Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами». Модель этого паровоза, которую изготовили Черепановы можно увидеть в экспозиции музея.
Кроме живописи, в музейной коллекции представлены графические работы Владимирова. Их отличает точная и детальная проработка.
Тематика произведений И.А. Владимирова разнообразна, он отражал и яркие события своей эпохи: митинги железнодорожников, военные действия Гражданской войны и даже соревнования английских локомотивов в Рейхиле в 1829 году.
Работы И.А. Владимирова не только представляют художественную ценность, но и имеют важное историческое значение. Живопись и графика, посвященные железнодорожному транспорту, служат важным источником для изучения развития данной отрасли в России. Они позволяют увидеть, как менялись технологии на протяжении нескольких столетий.





























