Подземная городская дорога подъ Невскимъ проспектомъ
В фондах Центрального железнодорожного музея РФ хранится уникальное издание — «Подземная городская дорога подъ Невскимъ проспектомъ». Проект датирован 1902 годом. Автором выступил инженер Г. Гиршсонъ.
Давайте вместе полистаем техническое обоснование более чем 120- летней давности. Итак, автор пишет: «….быстрый рост Петербурга, заселениiе окраинъ, развивающаяся изъ года въ годъ дѣловая жизнь выдвинули на очередь и у насъ вопросъ объ упорядоченiи и ускорении городского сообщенiя. Трамвайную сѣть предположено значительно расширить, однопутныя линiи замѣнить двухпутными, а конную тягу — электрическою. Независимо отъ этого за послѣднее время появилось нѣсколько предложенiй и даже болѣе или менѣе разработанныхъ проектовъ особыхъ городскихъ дорогъ большой скорости, или, какъ ихъ стали у нас называть — метрополитеновъ»… «хочу предложить на Ваше обсужденiе одну только частицу Петербургскаго метрополитена, но ту частицу, которая, повидимому, является вполнѣ назрѣвшею уже въ настоящее время и которая потребуетъ сравнительно небольшихъ затратъ; я говорю о подземной дорогѣ подъ Невскимъ проспектомъ, отъ Знаменской площади до Адмиралтейства».
В этом издании особенно интересно описывается работа проходческого щита, который необходим, по мнению автора, для прокладки тоннелей под рекой Мойкой, Екатерининским каналом (канал Грибоедова) и рекой Фонтанкой. Вот как звучит это описание. Некоторые принципы и комбинации действий описанные ниже используются до сих пор при строительстве тоннелей с помощью тоннелепроходческих комплексов.
«Этотъ способъ производства тоннельныхъ работъ, созданный генiальным инженеромъ Брунелемъ для сооруженiя подводныхъ тоннелей, съ успѣхомъ примѣнялся уже многократно при сооруженiи городскихъ дорогъ въ Лондонѣ, а въ послѣднее время — въ Парижѣ и подъ р. Шпре въ Берлинѣ».
«Щитъ представляетъ собою стальной цилиндръ, внутреннiй дiаметръ котораго нѣсколько больше наружнаго дiаметра чугунной обдѣлки тоннеля. Цилиндръ этотъ, въ нашемъ случаѣ длиною около 3 м., заканчивается впереди стальнымъ рѣзцомъ или ножомъ, который, по мѣрѣ поступательного движенiя щита, врѣзывается въ землю. Переднiй край цилиндра, то есть плоскость названнаго рѣзца, дѣлается часто наклонною, соотвѣтственно естественному откосу даннаго грунта.
Задняя часть щита обнимаетъ послѣднiя кольца тоннельной обдѣлки, а въ средней части, по всей окружности цилиндра, размѣщены гидравлическiе прессы, упирающiеся съ передней стороны въ кольцо, скрепленное съ обшивкою щита, поршни же этихъ прессовъ упираются съ задней стороны въ готовую часть чугунной обдѣлки».
«Всѣ гидравлическie прессы внутри щита, системою трубъ, соединены между собою и съ насосомъ, дѣйствiемъ котораго щитъ плавно выталкивается впередъ — каждый разъ на полный ходъ поршня. Послѣ этого поршнямъ даютъ обратный ходъ и въ пространствѣ, окруженномъ заднею частью щита, собирается новое кольцо чугунной обшивки тоннеля. Затѣмъ опираютъ штокъ поршня на это новое кольцо и приготовлябтся къ слѣдующему ходу щита. Открывая одновременно отверстiя въ передней перегородкѣ, производятъ выемку земли».
Как запускали первый щит в Ленинградском метро, мы расскажем в следующей публикации.





























