Почтовая марка о скоростных экспериментах СССР
Марка с изображением экспериментального реактивного поезда, построенного в СССР, является одной из девяти, представленных в наборе, изданном в Монголии к Международной транспортной выставке «Гамбург -локомотивы», которая состоялась в 1979 году.
Этот набор был передан в дар нашему музею в 1996 году коллекционером В.П. Колпаковым.
В целом переданное им собрание насчитывает девяносто четыре марки разных тематик.
Познакомимся поближе с изображением экспериментального реактивного поезда, представленным на почтовой марке, выполненным художником G. Radnabazar. Изображение дает представление об эксперименте, направленном на постижение тайн скоростного движения по рельсовому пути с помощью авиадвигателей. Они закреплены на крыше головного вагона-лаборатории. Испытания проводились сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ), КБ генерального конструктора по авиационной техники А. С. Яковлева и работниками Калининского вагоностроительного завода в начале 1970-х годов.
Называли такой вагон-лабораторию «ВНИИВ-Скорость». Возвышающиеся на крыше вагона спаренные турбодвигатели от самолёта ЯК-40 вращали колеса вагона, которые отталкиваясь от рельсов перемещали состав. Для уменьшения сопротивления движения скоростного вагона-лаборатории использовали обтекаемые формы кузова в головной и хвостовой части вагона, а также ходовую часть и подвагонное оборудование камуфлировали с обеих сторон съёмными фальшбортами. Внутри вагон был буквально начинён измерительными приборами, по результатам измерений которых, изучали особенности взаимодействия колёс вагона с рельсами при движении вагона-лаборатории на высоких скоростях (до 200 км /ч) для того времени.
При использовании в локомотиве обычного двигателя с ростом скорости поезда сила сцепления колёс с рельсами уменьшается, а воздушное сопротивление увеличивается. Такие противоречия ограничивали увеличение скорости движения локомотива до определенных пределов. При использовании реактивных двигателей во время движения наблюдали иную картину, рельсы играли роль направляющих, основное сопротивление локомотив испытывал от воздушной среды. Вагон-лаборатория был оборудован дисковыми тормозами с пневматическим и электропневматическим управлением. Во время торможения для увеличения сцепления колёс с рельсами применяли песок. Первые испытания скоростной вагон-лаборатория проходил на линии Голутвин-Озёры Московской железной дороги, где разгонялся до скорости 187 км /ч. В дальнейшем проходил испытания на участке Новомосковск-Днепродзержинск Приднепровской железной дороги, где постепенно скорость увеличивалась достигая максимального показателя 249 км/ч.
Реактивный вагон- лаборатория так и остался экспериментом в СССР.
Строить и эксплуатировать такие локомотивы на тот момент не представлялось возможным на существующих железных дорогах, построенных в сложных топографических условиях, с малыми радиусами кривых.
Для скоростных поездов необходимо было проектировать и строить выделенные магистрали с очень пологими кривыми и обеспечивать безопасность пассажирам на открытых платформах, так как при высоких скоростях образуется мощная воздушная волна.





























