Почтамтский мост
202 года назад, в сентябре 1823 года, под руководством инженера Вильгельма фон Треттера началось строительство цепного Почтамтского моста через реку Мойку.
Это сооружение стало первым пешеходным цепным мостом Петербурга, в связи с чем его конструкция оказала влияние на ряд других подвесных переправ в России. Пролет переправы подвешен на цепях, направляющими для которых служат веерные решетки, поставленные на въездах. Эти решетки примыкают к чугунным обелискам в форме усеченной пирамиды, увенчанной бронзовым шаром.
Несмотря на лаконичность архитектурного оформления Почтамтского моста, его облик отличается особой изящностью. Важным декоративным элементом переправы является ее решетка, состоящая из секций с пересекающимися эллипсами, украшенными овальными розетками. Поскольку местные жители, не дожидаясь завершения строительных работ, стали переходить Мойку по неоконченной переправе, перильное ограждение Почтамтского моста было установлено уже после начала его эксплуатации.
Несмотря на то, что сооружение не пострадало во время разрушительного наводнения 1824 года, первые годы использования выявили серьёзные проблемы. Из-за сильных морозов и строительных недочетов обелиски деформировались. Исследования инженеров Пьера Доминика Базена и Габриеля Ламе помогли В. фон Треттеру усовершенствовать последующие проекты цепных мостов.
Влияние идей инженера распространилось и на Москву. Архитектор Доменико Жилярди использовал конструкцию Почтамтского моста при строительстве висячей переправы в Кузьминках, адаптировав ее под парковую среду.
Опыт строительства Почтамтского моста сыграл особую роль в возведении Львиного и Банковского мостов через канал Грибоедова. Благодаря внесенным усовершенствованиям эти переправы отличались особой устойчивостью и минимальными колебаниями.
Впоследствии Почтамтский мост утратил свою первоначальную цепную конструкцию. В 1905 году из-за повреждений пролета переправы, а также из-за обрушения Египетского подвесного моста, было принято решение изменить систему сооружения. Архитектор Карл Валерианович Бальди укрепил переправу двумя деревянными опорами, вследствие чего чугунные обелиски и цепи перестали нести нагрузку, став декоративными элементами. В 1981-1983 годах инженеры Б. Э. Дворкин и Р. Р. Шипов провели масштабную реконструкцию сооружения. С тех пор Почтамтский мост остается единственной петербургской переправой, обладающей цепной конструкцией.
В коллекции Музея мостов находятся копии литографий В. фон Треттера, демонстрирующие детали Почтамтского моста, а также вид переправы в середине 1820-х годов. Еще больше об истории цепных мостов Санкт-Петербурга можно узнать на обзорной экскурсии.





























