Первый русский паровоз в искусстве
В постоянной экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта России представлена картина Леонида Гершовича Кривицкого «Первый выход паровоза Черепановых из мастерской», написанная им в 1953 году.
Картина посвящена знаменательному событию в истории железнодорожного транспорта – первому изобретенному и построенному в России паровозу, созданному изобретателями в мастерских Выйского завода Нижнего Тагила в 1834 году. Эта машина могла вести состав весом 3,3 т со скоростью 13-16 км/ч. Общая длина «сухопутного парохода» (так называли тогда паровоз) составляла 2,68 м.
Создание любого художественного произведения начинается с композиции. Л.Г. Кривицкий построил ее так, чтобы зритель почувствовал себя участником события. Направление рельсового пути как бы ведет нас в глубину полотна к центру действия, где паровоз впервые выходит из ворот завода. Локомотив стал центром композиции, художник выделил его светом, цветом и диагоналями.
Поездом управляет Мирон Ефимович Черепанов, его лицо напряженное и в тоже время уверенное.
В левой части картины люди изображены в светлых тонах, на их лицах мы видим восторг и радость. В правой части художник использует темные цвета, тем самым показывая испуг и недовольство части собравшихся. На заднем плане фоном показан рабочий поселок и Уральские горы.
Данная картина – единственная работа заслуженного художника РСФСР Л.Г. Кривицкого, которая находится в коллекции нашего музея. Она была написана как дипломная работа в годы обучения в Художественном педагогическом училище (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха).
Леонид Гершович Кривицкий родился в 1932 г. в городе Зиновьевск (ныне Кировоград). Еще до Великой Отечественной войны будущий художник вместе с семьей переехал в «город двух революций» — Ленинград. Пережил блокаду. После окончания училища поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1959), учился у известных мастеров и ярких представителей ленинградской школы живописи – В.В. Соколова, В.В. Пименова, В.Г. Вальцева, Б.М. Лавренко. Участвовать в выставках начал с 1960 г. В том же году стал членом Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. Писал жанровые портреты, исторические композиции и пейзажи. Его произведения хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в зарубежных музеях и различных частных коллекциях. Живописная история о первом русском паровозе рассказывает о пробуждении отечественной инженерной мысли, таланте самородков и энтузиазме простого народа.
Список изображений:
1. Экспозиция «Зарождение железных дорог».
2. Картина Л.Г. Кривитского «Первый выход паровоза Черепановых из мастерской» (1953).
3. Справка от 5 сентября 1953 года (НВФ № 1243).
4. Леонид Гершович Кривитский в молодости (Источник: https://cyclowiki.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9.)