Первый опыт строительства метрополитена в нашей стране
1918 год ознаменовался переездом правительства страны из Санкт-Петербурга в Москву.
С середины 1920-х гг. начался значительный рост населения Москвы, которое к 1931 году составило 2,7 миллионов человек, а через пять лет уже 3,6 миллиона. В январе 1931 года случился один из самых серьёзных транспортных коллапсов в столице. Из-за сильного снегопада в этот день не работали трамваи, автобусы, извозчики, ситуация серьёзно накалилась. Дальнейшие попытки найти выход из кризиса путём увеличения трамваев и другого наземного транспорта были исчерпаны и к маю 1931 года стало понятно, что нужен метрополитен. Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б). В сентябре было создано Управление Метростроя и сформирован его аппарат, а с октября началось целенаправленное и конкретизированное проектирование. В ноябре 1931 года приступили к освоению площадки, и в декабре была вынута первая лопата грунта. Работы начались с опытного участка проходки по парижскому способу под Русаковской улицей на будущем перегоне между станциями «Сокольники» — «Красносельская». В течение 1932 года начались подготовительные работы на других участках и опытная проходка вертикальных стволов. Строительство первой очереди метро Москвы было настоящим трудовым сражением всей страны за создание подземных магистралей.
В январе 1932 года работы начались на всех участках, но шли они крайне медленно, прежде всего, из-за нехватки опытных специалистов. Не хватало рабочих рук. Зарплаты были небольшие, однако на строительство прибыли энтузиасты со всей страны.
Среди них был и 29-летний инженер Иван Георгиевич Зубков, который в последствии был назначен первым руководителем строительства Ленинградского метрополитена в 1941 году. В Москве, с 1933 по 1940 г. он прошел путь от начальника смены до руководителя шахты. Как отмечено в данных о трудовой деятельности, представленных начальнику ВОСО Ленинградского фронта в 1943 года, Иван Георгиевич Зубков в период строительства московского метрополитена работал в шахтах № 7-8, 31-32, 47-48. Шахты № 7-8 – строительство станции «Библиотека имени Ленина». Шахты № 31-32 – строительство станции «Александровский сад». Шахты № 47-48 – строительство станции «Смоленская». Быстро сходился с людьми, знал путь к рабочим, многое умел сам, да и организаторской хватки было не занимать. В 1939 году Верховным Советом СССР за работу на метрострое награждён медалью «За трудовую доблесть».
В 1932 г. технический отдел Метростроя подготовил для правительственной экспертизы первый (эскизный) план метрополитена. Окончательный проект первой очереди был утвержден весной 1933 г. Судьба Арбатского радиуса решилась и того позже — в конце осени 1933 г., когда приняли решение строить траншейным методом.
Первая очередь Московского метро открылась 15 мая 1935 г., в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».
Изображение 1
Фотоальбом строительства 1-й очереди метрополитена в 1933 г.
Архив АО «Мосметрострой»
Изображение 2
Прокладка котлована. Фотоальбом работ по сооружению тоннеля метро открытым
способом.1933 г. Архив АО «Мосметрострой»
Изображение 3
Фотоальбом работ по монтажу проходческого щита. Часть 1.
Архив АО «Мосметрострой»
Изображение 4
Фотоальбом строительства 1-й очереди метрополитена.
1933 г. Архив АО «Мосметрострой»
Изображение 5,6
Газета Метрострой. №11-12/34. 1934 г.
Архив АО «Мосметрострой»





























