Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Первый опыт строительства метрополитена в нашей стране

1918 год ознаменовался переездом правительства страны из Санкт-Петербурга в Москву.

 

С середины 1920-х гг. начался значительный рост населения Москвы, которое к 1931 году составило 2,7 миллионов человек, а через пять лет уже 3,6 миллиона. В январе 1931 года случился один из самых серьёзных транспортных коллапсов в столице. Из-за сильного снегопада в этот день не работали трамваи, автобусы, извозчики, ситуация серьёзно накалилась. Дальнейшие попытки найти выход из кризиса путём увеличения трамваев и другого наземного транспорта были исчерпаны и к маю 1931 года стало понятно, что нужен метрополитен. Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б). В сентябре было создано Управление Метростроя и сформирован его аппарат, а с октября началось целенаправленное и конкретизированное проектирование. В ноябре 1931 года приступили к освоению площадки, и в декабре была вынута первая лопата грунта. Работы начались с опытного участка проходки по парижскому способу под Русаковской улицей на будущем перегоне между станциями «Сокольники» — «Красносельская». В течение 1932 года начались подготовительные работы на других участках и опытная проходка вертикальных стволов. Строительство первой очереди метро Москвы было настоящим трудовым сражением всей страны за создание подземных магистралей.

 

В январе 1932 года работы начались на всех участках, но шли они крайне медленно, прежде всего, из-за нехватки опытных специалистов. Не хватало рабочих рук. Зарплаты были небольшие, однако на строительство прибыли энтузиасты со всей страны.

 

 

Среди них был и 29-летний инженер Иван Георгиевич Зубков, который в последствии был назначен первым руководителем строительства Ленинградского метрополитена в 1941 году. В Москве, с 1933 по 1940 г. он прошел путь от начальника смены до руководителя шахты. Как отмечено в данных о трудовой деятельности, представленных начальнику ВОСО Ленинградского фронта в 1943 года, Иван Георгиевич Зубков в период строительства московского метрополитена работал в шахтах № 7-8, 31-32, 47-48. Шахты № 7-8 – строительство станции «Библиотека имени Ленина». Шахты № 31-32 – строительство станции «Александровский сад». Шахты № 47-48 – строительство станции «Смоленская». Быстро сходился с людьми, знал путь к рабочим, многое умел сам, да и организаторской хватки было не занимать. В 1939 году Верховным Советом СССР за работу на метрострое награждён медалью «За трудовую доблесть».

 

 

В 1932 г. технический отдел Метростроя подготовил для правительственной экспертизы первый (эскизный) план метрополитена. Окончательный проект первой очереди был утвержден весной 1933 г. Судьба Арбатского радиуса решилась и того позже — в конце осени 1933 г., когда приняли решение строить траншейным методом.

 

 

Первая очередь Московского метро открылась 15 мая 1935 г., в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».

 

Изображение 1
Фотоальбом строительства 1-й очереди метрополитена в 1933 г.

Архив АО «Мосметрострой»

 

Изображение  2
Прокладка котлована. Фотоальбом работ по сооружению тоннеля метро открытым
способом.1933 г. Архив АО «Мосметрострой»

 

Изображение  3
Фотоальбом работ по монтажу проходческого щита. Часть 1.
Архив АО «Мосметрострой»

 

Изображение  4
Фотоальбом строительства 1-й очереди метрополитена.
1933 г. Архив АО «Мосметрострой»

 

Изображение  5,6
Газета Метрострой. №11-12/34. 1934 г.
Архив АО «Мосметрострой»

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»