Первые проекты городской железной дороги Северной столицы
Первые предложения строительства метрополитена в Северной столице Российской империи были рассмотрены в начале XIX века. В 1820 году инженер Торгованов обратился к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой, на что получил 200 рублей и пожелание императора «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Сделал попытку и выдающийся инженер Марк Изамбард Брюнель, построивший впоследствии тоннель под Темзой в Лондоне. Однако в России его предложение осталось не реализованным. Во второй половине XIX века в связи, с оживлением городской жизни и загруженностью старых улиц и проспектов, интерес к альтернативной дороге снова приобрёл актуальность.
В источниках, хранящихся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, приводятся следующие цифры: к концу XIX – началу XX века в Санкт-Петербурге насчитывалось 26 тысяч ломовых извозчиков, около 15 тысяч легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, сотни омнибусов и автомобилей, с 1907 г. по улицам Северной столицы пошёл трамвай и уже ездило около 10 автобусов.
В 1889 году Правлением Балтийской железной дороги был выдвинут проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами. Далее почти каждый год от различных организаций и сообществ поступали разработки в сфере строительства городской железной дороги.
В 1901 году инженер Печковский предложил около Казанского собора построить вокзал, надземными и подземными линиями соединить его с Балтийским и Варшавским вокзалами. В тот же период инженер Решевский предложил 2 варианта проекта, соединявшего все вокзалы нашего города в единую сеть. Инженер путей сообщения П.И. Балинский предложил амбициозный проект, с общей протяженностью трасс в 172 км., в нём было заложено строительство 6 линий, 11 крупных мостов, множество насыпей, эстакад и прокладка железнодорожных путей.
В 1902 году инженер Г.А. Гиршсон предложил проект, который наметил строительство подземной трассы от Московского вокзала до Дворцовой площади под Невским проспектом. В тот же год инженер Н.О. Кульжинский предложил свой проект внутригородской железной дороги и далее поступали не менее интересные предложения: А.Н. Горчаков (1909), Ф.Е. Енакиев (1912), Г.О. Графтио (июнь 1917), Управление городских железных дорог (1917). Последний доклад в этом списке насчитывает 248 страниц с множеством чертежей, двумя цветными планами города Петрограда «съ показанiемъ» путей метрополитена и цветной план города Петрограда «съ показанiемъ» окружной грузовой дороги по проекту инженера М.А. Токарскаго. Об этом издании мы вам расскажем подробнее в следующей публикации.
Фотокопии из издания, хранящегося в фондах ЦМЖТ «Невскiй проспектъ. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX — начало XX века», Москва, «Центрполиграф», 2003 г.
Изображение 1
Перспектива Невского проспекта к Садовой улице
Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.
Изображение 2
Угловой фасад дома 38 по Невскому проспекту
Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.
Изображение 3
Фасады домов 40, 42 и 44 по Невскому проспекту
Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.





























