Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Первые проекты городской железной дороги Северной столицы

Первые предложения строительства метрополитена в Северной столице Российской империи были рассмотрены в начале XIX века. В 1820 году инженер Торгованов обратился к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой, на что получил 200 рублей и пожелание императора «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных».  Сделал попытку и выдающийся инженер Марк Изамбард Брюнель, построивший впоследствии тоннель под Темзой в Лондоне. Однако в России его  предложение осталось не реализованным. Во второй половине XIX века в связи, с оживлением городской жизни и загруженностью старых улиц и проспектов, интерес к альтернативной дороге снова приобрёл актуальность.

 

В источниках, хранящихся  в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ,  приводятся следующие цифры: к концу XIX – началу XX века в Санкт-Петербурге насчитывалось 26 тысяч ломовых извозчиков, около 15 тысяч легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, сотни омнибусов и автомобилей, с 1907 г. по улицам Северной столицы пошёл трамвай и уже ездило около 10 автобусов.

 

В 1889 году Правлением Балтийской железной дороги был выдвинут проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами. Далее почти каждый год от различных организаций и сообществ поступали разработки в сфере строительства городской железной дороги.

 

В 1901 году инженер Печковский предложил около Казанского собора построить вокзал, надземными и подземными линиями соединить его с Балтийским и Варшавским вокзалами. В тот же период инженер Решевский предложил 2 варианта проекта, соединявшего все вокзалы нашего города в единую сеть. Инженер путей сообщения П.И. Балинский предложил амбициозный проект, с общей протяженностью трасс в 172 км., в нём было заложено строительство 6 линий, 11 крупных мостов, множество насыпей, эстакад и прокладка железнодорожных путей.

 

В 1902 году инженер Г.А. Гиршсон предложил проект, который наметил строительство подземной трассы от Московского вокзала до Дворцовой площади под Невским проспектом. В тот же год инженер Н.О. Кульжинский предложил свой проект внутригородской железной дороги и далее поступали не менее интересные предложения: А.Н. Горчаков (1909), Ф.Е. Енакиев (1912), Г.О. Графтио (июнь 1917), Управление городских железных дорог (1917). Последний доклад в этом списке насчитывает 248 страниц с множеством чертежей, двумя цветными планами города Петрограда «съ показанiемъ» путей метрополитена и цветной план города Петрограда «съ показанiемъ» окружной грузовой дороги по проекту инженера М.А. Токарскаго. Об этом издании мы вам расскажем подробнее в следующей публикации.

 

Фотокопии из издания, хранящегося в фондах ЦМЖТ «Невскiй проспектъ. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX — начало XX века», Москва, «Центрполиграф», 2003 г.

 

Изображение 1

Перспектива Невского проспекта к Садовой улице

Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.

 

Изображение 2

Угловой фасад дома 38 по Невскому проспекту

Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.

 

Изображение 3

Фасады домов 40, 42 и 44 по Невскому проспекту

Фотограф неизвестен. Начало 1900-х гг.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»