Первое изображение экспозиции старейшего технического музея
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта РФ хранится поздравительный адрес, который коллеги вручили директору Института инженеров путей сообщения Владимиру Петровичу Соболевскому. Пышно и торжественно оформленный документ был подготовлен в связи с 50-летием его трудовой деятельности. Должность директора Соболевский занимал 21 год, с 1861 год по 1882 год, самое длительное время за всю историю Института. Из директоров (ректоров) путейского вуза только Евгений Яковлевич Красковский столько же лет, с 1968 года по 1989 год, возглавлял это учебное заведение.
Владимир Петрович Соболевский родился 14 (26) июня 1809 г. в семье горного инженера Петра Григорьевича Соболевского. В возрасте 17 лет Владимир Петрович окончил Военно-строительное училище с присвоением звания прапорщика. Затем был прикомандирован к Петербургскому округу путей сообщения, где под руководством Петра Петровича Базена молодой инженер составлял проект реконструкции Шлиссельбургских шлюзов. Но, вскоре, ему пришлось прервать практическую работу, так как его зачислили в Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В 1830 году Соболевский окончил Институт лучшим по выпуску, и его дальнейшая деятельность была связана с этим учебным заведением. Работая в Институте, Владимир Петрович, преподавал физику, химию, минералогию, участвовал в издании журнала Путей сообщения. С 1849 года был назначен на должность инспектора классов. Тогда же он принял «на ответственное хранение музейные модели». Соболевский, уделяя большое внимание совершенствованию учебного процесса, предложил ввести в институте углубленное изучение высшей математики, начертательной геометрии, физики и химии. Но постоянно в зоне его внимания был Музеум Института. Во время нахождения Владимира Петровича на посту директора Института в музей поступили новые экспонаты, в 1862 году был подготовлен первый каталог и музей открыл свои двери для широкой публики.
В памятном адресе Соболевского упоминались его заслуги, в том числе говорилось: «Что сделано Вами для Института инженеров путей сообщения, – того именно учреждения, которому Вы посвятили пятьдесят лет трудовой жизни Вашей? Ответ на это самый краткий: наша богатая библиотека, наши лаборатории и музеи, окончательным устройством своим обязаны инициативе и блестящим развитием энергии Вашей». В одном из элементов художественного оформления адреса была изображена экспозиция музея. Собственно, это первое изображение экспозиции музея, правопреемником которого является Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.





























