Открытие Джанкой-Феодосийской железной дороги
15 августа 1892 года состоялось официальное открытие Джанкой-Феодосийской железной дороги.
На следующий день Сергей Юльевич Витте, исполнявший в тот период обязанности министра путей сообщения, доложил императору Александру III об этом событии.
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта хранится коллекция альбомов и фотографий, которые позволяют визуально познакомиться с этапом сооружения железных дорог в XIX веке. Один из альбомов, изданный в 1892 году, посвящен Джанкой-Феодосийской железной дороге. Значительный комплекс уникальных документов и материалов, касающихся деятельности инженеров путей сообщения, которые принимали участие в проектировании, изысканиях и строительстве Крымских железных дорог, также возвращают нас к ярким страницам в летописи развития магистралей нашей страны.
После постройки Санкт-Петербурго – Московской железной дороги инженер, а в будущем первый министр путей сообщения Российской империи, Павел Петрович Мельников составил план развития сети железных дорог по территории страны с учетом экономической целесообразности линий. Одно из направлений этого плана была дорога на юг для соединения Балтийского моря с Черным. Формирование сети началось от Москвы. Первоначально железнодорожный путь пришел в Курск, далее на Харьков и к Азовскому морю. А уже потом от Курско-Харьково-Азовской железной дороги сделали ответвление к Крыму. Лазово-Севастопольская линия была построена на средства известного предпринимателя Петра Ионовича Губонина.
Одной дороги для Крыма явно было недостаточно. Положение о сооружении Джанкой–Феодосийской железной дороги было утверждено 27 июня 1890 года. Сооружение этой линии велось на государственные средства. К строительным работам приступили в 1891 году. Руководили изысканиями и строительством инженеры путей сообщения Николай Павлович Меженинов и Евгений Юлианович Подруцкий, впоследствии, опыт этих специалистов, позволил быстро и качественно строить Великий Сибирский путь.
На дороге протяженность 118 километров выполнили 36 искусственных сооружений, 5 станций, 24 сторожевых дома, 20 казарм и полуказарм для обслуживания линии. Стоимость строительства превысила 2,7 миллиона рублей. В силу небольшой протяженности и невозможности дороги работать обособленно, было принято решение о ее передаче в эксплуатацию частной Лазово-Севастопольской железной дороги на 3 года.
То, что без развития транспорта невозможно цивилизационное развитие территорий прекрасно понимали в ХIХ веке, не случайно всемирно известный живописец И.К. Айвазовский стал одним из инициаторов строительства железной дороги в своем родном и любимом городе, сооружение которой превратило Феодосию из провинциального поселка в современный город.
В конце XIX века изменились финансовые возможности государства, частные линии передавались в казну, государство вкладывало средства в освоение Сибири и Дальнего Востока – строилась Транссибирская магистраль. Министр финансов С.Ю. Витте считал, что частные общества при эксплуатации железных дорог и получении от этого прибыли преследуют личные интересы. Тогда Лазово-Севастопольскую железную дорогу с участком от Джанкоя к Феодосии передали в собственность государства.





























