Общий устав российских железных дорог
140 лет назад императором Александром III был подписан первый Общий устав российских железных дорог.
Появление этого документа исследователи связывают с деятельностью назначенного в 1874 году на должность министра путей сообщения вице-адмирала Константина Николаевича Посьета. Он проявил себя как рациональный новатор: добился «попудной премии» для российских производителей железнодорожных рельсов; было построено более 10 тысяч вёрст железных дорог — более 1/3 общей протяжённости, утверждён первый общий устав Российских железных дорог, Флаг Министерства путей сообщения (МПС) (1881г.); количество железнодорожных училищ возросло с 9 до 30. Посьет как член Государственного совета категорически протестовал против акционирования железных дорог, доказывая преимущество государственного МПС.
С принятием Общего устава российских железных дорог было положено начало формированию единого правового пространства на всей сети российских железных дорог. Это имело огромное значение для дальнейшего развития железнодорожного транспорта и, как следствие, экономического развития страны. Общий Устав должен был установить твёрдые государственные начала в деятельности железнодорожного транспорта и регламентировать деятельность и ответственность железнодорожной администрации.
С января по апрель 1885 г. проект Общего устава и Положения о Совете по железнодорожным делам рассматривались в соединённых Департаментах Государственного совета. В июне эти вопросы обсуждались его общим собранием, а 12 (24) июня Устав был утвержден императором Александром III.
Устав железных дорог представлял собой основной железнодорожный закон и устанавливал единые юридические нормы эксплуатации железнодорожного транспорта. Он регламентировал деятельность и отчётность транспортной администрации, порядок перевозок людей и грузов. Устав состоял из трёх частей: «Раздел о перевозке пассажиров и грузов по железным дорогам», «Раздел правил о подсудности и давности железнодорожных исков и о порядке исполнения решений по искам к железным дорогам», «Раздел полицейских железнодорожных правил».
В развитие Общего устава российских железных дорог в 1888-1889 гг. на всей сети вводилось прямое бесперегрузочное сообщение. Это резко ускорило продвижение вагонопотоков и улучшило использование подвижного состава. Также этому способствовало создание в системе МПС специальных органов для оперативного регулирования и руководства эксплуатационной работой, что явилось крупным шагом в направлении совершенствования управления железными дорогами страны. Система прямых бесперегрузочных сообщений на железных дорогах России была более прогрессивной по сравнению с западноевропейскими странами и США.
С большим количеством дополнений и изменений отдельных статей Общий Устав российских железных дорог просуществовал вплоть до 1920 г., когда был введён Общий Устав железных дорог РСФСР.





























