О чем расскажет билет на дилижанс?
В одном из залов нашего музея внимание посетителей привлекает важный документ путешественника первой половины XIX века. В полную величину на стенде представлен билет на право проезда на дилижансе.
Организацией поездки в тот период, начиная с 1820 года, занималось «Общество первоначального заведения дилижансов». Поездка по билету, представленному в музее, состоялась из Санкт-Петербурга в столицу 13 августа 1843 года. Место №3 было не самым дорогим. Обходилось оно, также, как и место №4, в 55 рублей. Более комфортные места №1 и №2 стоили 95 рублей. В верхней части билета указаны время отправления — 9 часов утра, дата, «управляющий конторой» и его подпись.
Дилижанс — это большая карета для пассажирских перевозок, появившаяся в России по европейскому образцу. Летние экипажи имели четыре места для пассажиров внутри кареты и два снаружи. Зимние — только четыре места внутри.
Любопытно ознакомиться с правилами проезда в XIX веке, которые приводятся на данном билете.
1. Без паспорта и свидетельства от полиции о том, что к выезду нет препятствия, нельзя отправиться.
2. Служащие военной и статской службы подлежат сему же правилу.
3. Правительство запрещает возить в дилижансе письма, деньги и посылки в подрыв почты, под опасением ответственности.
4. За 20 фунтов поклажи не платится; можно взять сверх сего 20 фунтов с платою.
5. Ящики, сундуки, корзины и громоздкие вещи не принимаются; равно нельзя брать порох и жидкости, могущие портить поклажу.
6. Пассажиры сами смотрят, куда поклажа взвешивается и в дилижанс укладывается; потому, имея право употреблять оную в пути, не могут требовать от заведения ответственности; но если назначена цена, то отдадут «на страх» конторы.
7. В определенный час дилижанс отправляется и не ждёт не явившихся пассажиров.
8. Паспорты (орфография оригинала) должны доставляться в контору накануне отъезда.
Интересный факт: правила на билете дублировались на немецком языке. Можно предположить, что в XIX веке немцы составляли значительную часть экономически активного населения. Среди них были купцы, промышленники, чиновники, врачи, аптекари.
Инициатором создания петербургского общества дилижансов выступил граф Михаил Воронцов. Весной 1820 года для запуска движения он привлёк к участию действительного тайного советника Дмитрия Татищева, генерал-адъютантов графа Станислава Потоцкого и князя Александра Меншикова, и других влиятельных лиц, а 15 июня 1820 года император Александр I утвердил «Положение об учреждении общества и привилегиях» для создания «Общества первоначального в России заведения дилижансов». Весь путь дилижансы проходили за 4—4,5 суток, но по мере улучшения дороги время сократилось до 3 суток. Дилижансы отправлялись строго по расписанию ежедневно в 9 часов утра, двигались днём и ночью, останавливаясь только для смены лошадей и приёма пищи.
Что интересно, современники отмечали превосходство русских дилижансов над европейскими. Писатель и драматург Михаил Загоскин писал: «Пусть всякий, кто бывал за границею, скажет по чистой совести, есть ли где-нибудь дилижансы красивее, спокойнее и удобнее тех, в которых мы ездим из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву?»
«Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своём путешествии в Петербург, по старой дороге… Проклятая коляска требовала поминутно починки», — отмечал в записках поэт Александр Пушкин.
Картина: Василий Семенович Садовников. Отправление дилижанса с Исаакиевской площади. 1841 акварель. Взято из книги музейной коллекции «Всемирное наследие Бетанкура: учебное пособие. И.П. Киселев, А. Ю. Панычева» 2022 года.
На протяжении десяти лет Акционерное общество дилижансов обеспечивало регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой. Всего было перевезено за это время 33 603 пассажира. Предприятие оказалось чрезвычайно прибыльным для своих акционеров, принося дивиденды, которые иногда достигали невероятных 85% от вложенного капитала. За три десятилетия своей деятельности (1820-1850 гг.) Общество выручило от продажи билетов 3 810 534 рубля серебром.
С вводом в эксплуатацию Николаевской железной дороги в 1851 году начался закат эпохи дилижансов. Тем не менее, их вклад в становление российского общественного транспорта и развитие акционерного предпринимательства огромен. Именно Общество впервые наладило систему регулярных пассажирских перевозок между столицами с четким соблюдением расписания. До этого путешествие из одной столицы в другую было сопряжено со значительными трудностями: путникам приходилось ожидать свежих лошадей порой до двух суток, а экипажи нередко выходили из строя на разбитых дорогах.





























