Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Борьба с наводнениями

Петербург с самого основания борется с водной стихией.

 

3 мая 1816 года Александр I издал Высочайший указ о создании Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Основные его направления: регулирование застройки улиц и площадей, проектирование каналов и мостов, рассмотрение проектов всех общественных и частных  зданий, возводимых в Санкт-Петербурге. Мало строить и украшать город. Надо дать ему защиту, поэтому важной задачей Комитета стала борьба с наводнениями.

 

Впервые водная  стихия разгулялась  в городе на Неве уже через три месяца после его основания – в конце августа 1703 года. С тех пор наводнения  в Петербурге буйствовали регулярно, одно из событий в 1708 году описал даже Петр I в письме А. Д. Меншикову: «Вода хотя и зело велика была, беды большой не сделала».

 

Наиболее разрушительное наводнение случилось 7 ноября 1824 года – большая часть деревянных мостов оказалась повреждена или вообще разрушена, пострадало множество жилых домов. А. С. Грибоедов в заметках «Частные случаи петербургского наводнения» писал: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места». Ряд историков считают, что этот потоп застал правительство врасплох. «Спасательные работы вели отдельные личности и разрозненные воинские подразделения, но никак не государство. Беспомощность во время разгула стихии сменилась бурной послепотопной деятельностью. Стремясь нажить моральный капитал, крупнейшие сановники бросились ликвидировать последствия наводнения. Расторопный Аракчеев предложил миллион рублей из «экономических сумм» военных поселений. 11 ноября была организована комиссия для их раздачи. В эту престижную организацию не попал самый родовитый министр — герцог Виртембергский. Его манила вечная слава укротителя наводнений. Тщеславие и благородная цель слились воедино. Болезненная нервозность и спешка — вот фон последующих событий», — отмечали в одном из исследований Дмитрий и Ирина Гузевичи.

 

Выдающиеся архитекторы Петербурга еще с XVIII века разрабатывали проекты защиты города от наводнений, однако для их реализации не хватало ресурсов и совершенной техники. После разрушений 1824 года герцог Александр Вюртембергский предписал составить проекты защитных сооружений выдающимся инженерам путей сообщения – Антуану Рокуру, Пьеру-Доминику Базену, Морису Гуговичу Дестрему, Вильгельму фон Треттеру, Бенуа Поль Эмилю Клапейрону и Морицу Федоровичу Парроту.

 

Большинство предложений было схоже с идеей Бурхарда Миниха 1727 года. Проекты включали в себя дамбы вдоль берегов, шлюзы на каналах, плотины со шлюзами на Неве и ее рукавах. Вода и лед пропускались бы по Большой Невке или по новому каналу на Выборгской стороне.

 

Идея М. Г. Дестрема заключалась в сооружении плотин на Неве и ее рукавах, которые должны перекрываться в период наводнений. Это предложение отличалось фундаментальностью и проработкой деталей. Совершенствуя его, инженер в 1824-1827 годах с помощью Андрея Вильгельмовича Ганри провел комплексные гидрогеологические изыскания и впервые определил сток Невы.

 

Другой инженер П.Д. Базен смог определить, что стихийные бедствия в Петербурге вызваны комплексом причин, решающей из которых является атмосферное давление. Так, инженер практически предсказал открытие понятий циклонов и ветрового нагона.

 

Также реальное решение для спасения городских сооружений от наводнений П.-Д. Базен видел в строительстве зданий с высокими первыми этажами, после чего Комитет строений и гидравлических работ стал требовать соблюдения этого условия.  К тому же инженер предложил сооружение подвалов из песчаного водонепроницаемого бетона, а кладку первых этажей вести на гидравлическом растворе.

 

Спустя месяц после наводнения П.Д. Базен предложил строительство масштабной дамбы через Невскую губу от Ораниенбаума до Лисьего Носа, соединяющей северный и южный берег Финского залива. Проект предусматривал шлюзы в дамбе для слива воды и пропуска кораблей. Сам инженер понимал, что реализация этой задумки требует огромных средств и осуществить его в XIX веке практически невозможно.

 

Лишь спустя долгие годы, в период с 1979 по 2011 г.г., удалось воплотить эту идею в жизнь. В результате был создан современный Комплекс защитных сооружений, который наконец обеспечил надёжную защиту Санкт-Петербурга от опасных наводнений.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»