НАМ 205
205-лет со дня основания отметил 26 сентября 2018 года один из старейших научно-технических музеев России и мира.
Участие в официальной праздничной программе приняли представители государственных структур, депутаты Законодательных Собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководители предприятий и компаний региона.
Первый заместитель председателя Комитета по транспорту Владимир Реунов передал поздравления от Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и пожелал коллективу музея бережно хранить его добрые традиции и историю железных дорог России.
Теплые слова поздравлений прозвучали от музейного сообщества.
«Музей сегодня – главный среди других железнодорожных музеев, он бережно хранит и историю отрасли, и музейного дела нашей страны», — отмечено в приветствии Президента Союза музеев России, Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского.
Директор ЦМЖТ РФ В.И. Мителенко поблагодарил всех собравшихся за внимание, проявленное к музею и пригласил на открытие двух выставок.
В юбилейный день открылась выставка «ДАРЫ МУЗЕЮ», которая создана в особом формате. Ее наполнение определили две главные темы – глубокая признательность предкам, посвятившим свою жизнь железной дороге, и благодарность тем дарителям, которые помогали сотрудникам музея собирать его коллекции, ныне насчитывающие более 75 тысяч единиц хранения.
Особое место в коллекции подарков принадлежит моделям: «Снежный плуг» для железных дорог изобретателя Д.Мэтью (1835), привезенный П.П.Мельниковым из Америки, «Серебряный мост» ювелирной фирмы Сазиковых (1870-е), подаренный инженером путей сообщения И.Мейнгардтом, паровоз серии Н, выполненный машинистом Тверского депо Г.С.Власовым (1905), «Путепровод» Киево-Ковельской железной дороги (1902).
На выставке представлены предметы фонда документов и изобразительного искусства, фонда фотографий и альбомов фотографий. Уникальные альбомы, принадлежавшие выпускникам Института инженеров путей сообщения, на протяжении многих десятилетий передавались их потомками в дар музею. Один из самых ранних альбомов «От воспитанников Института корпуса инженеров путей сообщения. 1862» вместе с коллекцией портретов выпускников и инженеров путей сообщения, которые всю жизнь собирал талантливый инженер, писатель, историк и философ А.В.Дурново, были переданы в музей по его воле, – занимают одно из важных мест на выставке.
Коллекция поздравительных адресов, выполненных в мастерских известных русских ювелиров: И.П.Сазикова, И.П.Хлебникова, А.Б.Любавина, Овчинникова – привлекает внимание своей изысканностью, роскошью и изяществом. Современного зрителя, безусловно, восхитят изделия этих ювелирных фирм -крупнейших в России в XIX веке. Именно с этими именами связана эпоха расцвета русского ювелирного искусства. Как это связано с историей железных дорог? Об этом пойдет обстоятельный рассказ на экскурсиях.
Картины известного русского художника-баталиста И.В.Владимирова и советского архитектора-художника Г.И.Келлиха составляют раздел коллекции изобразительного искусства на железнодорожную тематику.
Предметы форменной одежды и быта инженеров путей сообщения второй половины XIX – конца XX в. представляют большую историческую ценность. Настольный чернильный прибор профессора Н.А.Белелюбского, выполненный ювелирной фирмой П.А.Овчинникова (1892), и штукатурный инструмент ювелирного дома И.Е.Морозова (1862) – уникальные предметы эпохи XIX века.
Сувениры зачастую, кроме художественной выразительности, имеют и практическое значение. В виде паровоза представлены такие разнообразные предметы быта как будильник, радиоприемник, телефон, декоративные штофы. Мотивы железнодорожного транспорта широко используются и в народном творчестве. Это изделия из хрусталя, самоцветов, янтаря, фарфора, фаянса, керамики, бронзы, выполненные в XX—XXI вв. мастерами Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска.
ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта РФ» представил в юбилейный день еще одну выставку «Дорога на юг», посвященную юбилею Московско-Курской железной дороги целый ряд уникальных предметов: альбомы фотографий 1868 и 1896 гг., альбомы чертежей подвижного состава дороги, документы, акварели из Отчета за 25 лет царствования императора Александра II. Посетители выставки впервые смогут увидеть паровозный скоростемер, относящийся к середине XIX в. системы Дехтерева.





























