Музей – дело государственной важности
Сегодня один из старейших технических музеев России — Центральный музей железнодорожного транспорта РФ — празднует свой день рождения. Расположенный в самом центре города музей является настоящим хранителем уникальных экспонатов, рассказывающих о многовековом пути развития железных дорог России. Здесь каждый экспонат — это страница великой истории отечественного железнодорожного транспорта.
За тяжёлыми старинными дверями особняка на Садовой улице открывается волшебный мир истории железных дорог России: бежит электричка, двигается паровая машина, настоящий станционный колокол подаёт сигналы! Созданию этого чудесного мира, хранящего историю стальных магистралей страны, мы обязаны государственным мужам, которые ещё в ХIХ веке озаботились важностью музейного дела в ведомстве путей сообщения.
2 июня 1901 года в присутствии министра путей сообщения, князя Михаила Ивановича Хилков состоялась закладка нынешнего здания музея, производство работ возложили на архитектора Управления домами Министерства путей сообщения Петра Станиславовича Купинского. 6 декабря 1902 года состоялось освещение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I.
Музей состоял из двух отделов: железных дорог и водных и шоссейных путей сообщения. Большое внимание привлекала модель паровоза с тендером в 1/6 натуральной величины, изготовленная в 1875 году по инициативе князя Хилкова в Конотопских мастерских Курско-Киевской железной дороги. Эта модель и сегодня украшает зал истории подвижного состава ХIХ века. В этом же разделе помещались модели мостовых сооружений и железнодорожных устройств европейской части России и Сибири.
В ведении Главного управления путями сообщения и публичными зданиями до 1864 года находилась и гражданская строительная часть, поэтому в залах музея были собраны модели важнейших сооружений Санкт-Петербурга: Исаакиевского собора, устройства перекрытий Георгиевского зала в Зимнем дворце, купола Троицкого собора, шпиля Петропавловской крепости.
28 февраля 1903 года в 4 часа дня музей посетил император Николай II. После посещения он пожаловал музею из императорских дворцов письменный стол, кресло, чернильницу, которыми пользовался Николай I, и ряд моделей, в том числе и модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной надписью «С.И.Кербедз». В ознаменование посещения музея Николаем II на площадке парадной лестницы была установлена мраморная доска с надписью «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович 28 февраля 1903 года изволил посетить Музей ведомства путей сообщения имени Императора Николая I».
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является единственным государственным музеем отрасли, продолжая сохранять и приумножать историческое наследие железных дорог России.





























