Модели выдающихся переправ Базена
200 лет назад, в 1825 году, открылось движение по чугунному Первому Инженерному мосту. Особую роль в конструкции этого сооружения сыграл инженер путей сообщения Пьер-Доминик Базен.
Первый Инженерный мост и сегодня поражает не только изящностью очертаний и легкостью силуэта, но и инновационными конструктивными решениями. Свод переправы составлен из чугунных перевернутых ящиков – тюбингов. Проектируя Первый Инженерный мост, П.-Д. Базену удалось сократить количество металла с помощью овальных отверстий в стенках тюбингов. Подобное решение инженер применил во время сооружения Большого Конюшенного моста.
П.-Д. Базен получил образование во Франции, но его профессиональная деятельность была тесно связана с Россией. По соглашению между императорами Наполеоном I и Александром I он был направлен на службу в Российскую империю, где более четверти века трудился в Главном управлении путей сообщения.
П.-Д. Базен стал одним из основоположников российской инженерной школы, возглавлял Институт Корпуса инженеров путей сообщения. После А. А. Бетанкура занял пост председателя Комитета строений и гидравлических работ, называемого коротко «Комитетом красоты». Под его руководством возводились важнейшие архитектурные памятники Санкт-Петербурга.
Особое место в творчестве инженера занимало строительство мостов. Каждый его проект отличался оригинальными инженерными решениями и уникальными конструкциями. Для обучения будущих мостостроителей в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения создавались уменьшенные копии его сооружений.
В истории науки и техники сохранились упоминания о шести неоконченных работах П.-Д. Базена. Среди них особое место занимает фундаментальный курс по высшей и прикладной математике, который так и не был завершен автором. Также инженер разрабатывал ручной математический справочник, писал мемуары о прочности плотничных систем и об огнестойких перекрытиях.
Особую ценность представляли два проекта моста через Неву, основанные на инновационной системе, разработанной автором. Предполагается, что в основе этих проектов лежала оригинальная конструкция с использованием арок и затяжек.
Наследие П.-Д. Базена хранится и в Музее мостов. Модели его выдающихся переправ можно увидеть в постоянной экспозиции – единственный в мире мост на гранитных колоннах через Староладожский канал в Шлиссельбурге, Ямской водопроводный мост, Сутугин мост, Нижний Лебяжий мост, Большой Конюшенный мост, а также проект переправы через канал Грибоедова.





























