Модель верхнего строения пути Николаевской железной дороги
В экспозиции музея есть уникальный музейный предмет — модель верхнего строения пути Николаевской железной дороги.
Санкт-Петербурго—Московская железная дорога, так она называлась до 1855 года, была самой крупной железнодорожной магистралью того времени. Она не имела себе равных во всем мире по протяженности (650 км), по объему проведенных изысканий и работ. Она стала памятником технических умений русских ученых, инженеров и мостостроителей. При устройстве дороги было возведено 252 искусственных сооружения, а точнее 68 труб, 19 путепроводов и 184 моста.
Модель верхнего строения пути Николаевской железной дороги является единственным экземпляром, в точности демонстрирующим первоначальный вид первой железнодорожной магистрали России.
Модель была выполнена в 1851-1852 годах с натуры мастером Келером под руководством профессора строительного искусства Петра Ивановича Собко, выпускника Института корпуса инженеров путей сообщения и одного из основоположников русской школы строительной механики. Работы по созданию модели проводились в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. Эта уникальная модель дает возможность увидеть все детали строения пути Николаевской железной дороги.
На моделе можно рассмотреть:
— земляное полотно;
— балластный слой, который состоял из 2-х слоев: верхний был выполнен из гранитного щебня толщиной в 17,78 см., а нижний из крупного песка и гравия. Щебень не просто так был выбран материалом для балласта — он очень прочен и надежен, служит отличной защитой нижнего слоя от выдувания ветрами, размыва дождем или смерзания в зимний сезон;
— рельсы, которые были выполнены из железа, а затем заменены на стальные. Стыки рельсов были уложены в чугунные подушки и пришиты костылями;
— шпалы, которые делались сначала из ели, а затем из лучших пород сосны с особой пропиткой.
На нижнем слое были уложены 2 ряда лежней из досок.
Дорога с самого начала строилась двухколейной несмотря на то, что это значительно увеличивало расходы на ее строительство. И тем не менее, именно то, что на дороге имелось 2 линии позволило с самого начала работы магистрали резко увеличить поток проходящих по ней грузов. Ширина колеи была принята 1524 мм (5 футов). При выборе колеи инженеры проводили изыскания, чтобы выбрать самый оптимальный размер, выбирали тогда между пятью и шестью футами. Оба размера были комфортны и технически удовлетворяли потребности дороги. Не смотря на это, колея была выбрана именно пятифутовая, она ничем не уступала шестифутовой колее, и была в разы дешевле в строительстве.
Основные части пути на модели — земляное полотно, балластная призма, лежни, шпалы — выполнены из дерева, а рельсы, подушки и костыли из металла.
На модели также можно увидеть поворотный механизм, который состоял из 2 тупых подвижных рельсов, приводящихся в движение при помощи рычагов и тяг. На концах переводного механизма ставили указатели в виде лиры с фонарем посередине. По положению указателя можно было понять направление движения.
К модели прикреплена информационная табличка с техническим описанием строения пути. С ней посетители могут ознакомиться в первом зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, ул. Садовая, д.50.





























