Модель Романовского моста
В коллекции моделей мостов Центрального музея железнодорожного транспорта РФ есть любопытная модель Романовского моста.
Железнодорожный мост через реку Волгу недалеко от Казани на Московско-Казанской железной дороге был построен по проекту известного профессора Института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского (1845-1922) и молодого инженера Андрея Павловича Пшеницкого (1869-1941), который уже участвовал в сооружении мостов Санкт-Петербурга. Переправа на Волге была очень важна. До ее постройки пассажиры и грузы на берегах реки задерживались, ожидая паром.
Работы по сооружению Романовского моста начались 13 февраля 1911 года. Переправа получила свое название в честь правящей в России императорской династии еще в момент подготовки проекта. 26 марта 1910 года император Николай II принял такое решение. Несмотря на аварийные ситуации во время строительства, железнодорожный металлический девятипролетный мост длиной 1063 м. соорудили в короткие сроки. Официальное открытие состоялось 11 июля 1913 года.
Переправа через Волгу эксплуатировалась более 90 лет, меняла название, переживала войны и ремонты. В 2007–2011 гг. на 754-м км участка Канаш–Агрыз Горьковской железной дороги специалисты АО «УФСК Мост», проводя реконструкцию исторического сооружения, заменили пролетные строения, провели ремонт тела опор и устоев, осуществили подводный ремонт.
В момент этих работ было принято решение музеефицировать один из пролётов переправы, однако удалось сохранить только фрагмент. В это же время выполнили модель Романовского (Зеленодольского) моста, которая в силу того, что реальный объект ушел в историю, стала памятником науки и техники.
В настоящее время модель демонстрируется в Музее мостов, дополняя раздел экспозиции, связанный с деятельностью Николая Аполлоновича Белелюбского.





























