Модель парома-ледокола «Байкал»
Посетителей Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации привлекает весьма необычный экспонат – модель парома-ледокола «Байкал». Почему он представлен здесь и какова его связь с железными дорогами?
17 июня 1899 года. Украшенная пестрыми лентами верфь в селе Лиственничное, озеро Байкал. Государственные флаги, оживленная публика, вкушающая угощения, в ожидании одного из самых обсуждаемых событий. По команде, почти моментально, убраны подпорки, выбиты клинья, выброшены «стрелы», и, наконец, перерублен канат в носовой части. Под громовое «Ура!» сотен рабочих совершается спуск на воду парома-ледокола «Байкал», получивший свое название по воле императора Николая II.
Работы на крупнейшей по протяженности железной дороге в мире — Великом Сибирском пути практически завершены. Остается лишь один участок близ озера Байкал — самого глубокого в мире. В ходе исследовательских миссий было выявлено: работы по строительству Кругобайкальской железной дороги (последнего участка Транссибирской магистрали) займут около 5 лет, а необходимость осуществления перевозок не терпит отлагательств. Решено — необходимо построить корабль по типу американского парома-ледокола «Св. Мария», который перевозит 18 товарных вагонов за рейс, ломая лед толщиной до 0,5 м. В конце 1895 года русское правительство заключает контракт с компанией «Sir W.G. Armstrong, Whitworth & Co» на опытную сборку парома в Британии, разборку и передачу его в Россию. В помощь ему приобретают еще один паром-ледокол «Ангара» для пассажирских перевозок.
15 июня 1896 года строительство парома «Байкал» было завершено. Одна его сторона была окрашена в белый цвет, другая – в черный, а каждая часть маркирована и помечена краской. Корабль снова разобрали на 6900 частей, которые были отправлены в Санкт-Петербург. Разобранный ледокол массой свыше 2500 тонн через всю страну перевезли на Байкал. По железной дороге его детали были доставлены в Красноярск. Дальше груз перевозился гужевым транспортом и по рекам до верфи в селе Лиственничное. с 4 января 1900 года паром-ледокол начал совершать пробные рейсы.
24 апреля 1900 года «Байкал» вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал к ст. Мысовой. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пуд. груза. Почти весь путь проходил по сплошному льду и продолжался 17 часов. В обратном направлении «Байкал» вёз пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру он двигался легче и прошёл расстояние до Лиственничного за 5 часов.
10 октября 1901 года Байкальская паромная переправа принята в эксплуатацию и вошла в состав Забайкальской железной дороги. Однако гораздо большее влияние она оказала во времена Русско-японской войны 1904-1905 годов. Паромы осуществляли непрерывную переправу военнослужащих и грузов – береговых орудий, миноносок и подводных лодок – на театр боевых действий в Маньчжурию. «Байкал» и «Ангара» обеспечивали постоянное пополнение армии, предоставляя возможность экономить ресурсы призванных из резерва солдат. Благодаря работе паромов-ледоколов были сохранены российские позиции в Приамурье, а условия Портсмутского мирного договора были не такими тяжелыми для России – не было объявлено ни репараций, ни контрибуций.
И, хотя в 1905 году в эксплуатацию вводят Кругобайкальскую железную дорогу, оба парома продолжают курсировать по переправе еще 10 лет, оставаясь таким же важным звеном Великого Сибирского пути, как и ранее. В 1918 году судна мобилизуют в состав Красной Байкальской флотилии с целью ведения боевых действий, но, увы, «Байкал» пережить встречи с кораблями чехословацкой флотилии не смог – 17 августа 1918 года в Мысовой гавани паром был обстрелян из пушек противником с захваченного ими почтово-пассажирского колесного парохода «Феодосий», в результате чего деревянная часть сгорела, а металлическая, оставшись на дне, позднее была передана на переплавку. Судьба «Ангары» оказалась куда счастливее – один из старейших ледоколов не только сохранился, но и является филиалом Иркутского областного краеведческого музея, часть экспозиции которого посвящена участию парома в Русско-японской, Гражданской и Великой Отечественной войнах.