модель деревянного кессона
В экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта РФ представлена модель деревянного кессона конструкции инженера Евгения Карловича Кнорре. Она демонстрировалась в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже, где автор конструкции получил одну из наград.
Евгений Карлович окончил Высшую техническую школу в Цюрихском политехникуме в Швейцарии, получив звание «инженер-строитель». Он работал техником по кессонным работам на постройке моста через Днепр у Кременчуга, с 1874 г. – на сооружении Александровского моста через р. Волгу у Сызрани.
При строительстве Великого Сибирского пути мастерские Кнорре занимались подготовкой мостового и кессонного железа. Как подрядчик Евгений Карлович участвовал в сооружении железнодорожного моста через р. Енисей в Красноярске. Интенсивность «строительства сплошной через всю Сибирь железной дороги из отечественных материалов» вызывало проблемы. Не хватало металла и большая часть мостов была построена из дерева. Требовался металл и для выполнения кессонов, с помощью которых выполняли фундамент под мостовые опоры. Решая эту проблему, инженер Кнорре предложил использовать деревянные кессоны. Они нашли широкое применения при строительстве мостов Великого Сибирского пути, где было создано 33 деревянных кессона.
Кессон в переводе с французского языка означает – ящик. Это понятие используется в архитектуре, морском и строительном деле, в металлургии, самолетостроении и водоснабжении. Устройство служит для производства земляных, бетонных и других работ под водой. Вода вытесняется сжатым воздухом, поступающим от компрессора. По мере разработки котлована кессон опускается всё глубже в грунт дна реки, пока не достигнет твёрдого грунта.
В конце 1850-х годов по проекту и под руководством инженера путей сообщения Станислава Валериановича Кербедза строился городской постоянный мост, взамен наплавного, через р. Вислу в Варшаве. Мост состоял из шести пролетов по 70 м. При сооружении промежуточных опор «С.В. Кербедз пользовался сделавшимся тогда известным способом опускания колонн помощью сжатого воздуха», применив впервые в России кессоны. В 1870-е гг. в Санкт-Петербурге при сооружении Литейного моста через р. Неву военный инженер Аманд Егорович Струве тоже воспользовался кессонным способом сооружения фундамента для моста.
Не безопасный способ сооружения фундамента под мостовые опоры стал уходить в историю в середине XX в. с разработкой низкочастотного вибропогружателя и возможностью применения свай-оболочек.





























