Как запускали щит планетарного действия
Вопросы механизации ручного труда в ходе строительства Ленинградского метрополитена решались на протяжении долгого времени. Сказывались нехватка ресурсов, опыта, а также не отработанные технологии. Это на годы тормозило процессы внедрения автоматизации. Есть распространенное мнение, что после войны это направление в строительстве относительно скоро наладилось, так как к 1955 году была запущена первая очередь метро в Ленинграде. Однако это торжество случилось благодаря тяжелому ручному труду метростроевцев и горячему желанию ленинградцев скорее увидеть новые преобразования. А как же всё было на самом деле нам рассказывают журналистские репортажи.
3 апреля 1946 года в газете «Строитель» появилась первая заметка о проходческом щите для строительства Ленинградского метрополитена. «Иван Фёдорович Бутенко возглавил бригаду по перевозке деталей первого щита досрочно».
17 августа 1946 года в газете «Строитель» вышла новая заметка. «Сборка первого перегонного щита продолжается, осталось смонтировать в верхней части щита последние два сегмента ножа и замок. Эта работа задерживается из-за того, что до сих пор не сделана эстакада для подъемного крана, а без неё кран не достает до верхней части щита. Проект эстакады готов, но нет лесоматериалов. Из-за недостатка материалов вокруг щита не оборудованы леса».
Из информации полученной в периодических изданиях становится ясно, что предварительно щит собирали на поверхности земли, а потом его разобрали и перевезли к шахте и опустили по частям. В течении 1947 года о щите не пишут и следующие новости появляются только в 1948 году.
24 сентября 1948 года в газете «Ленинградское метро» появляется новость о том, что запланирован демонтаж щита на 25 сентября 1948 года и готовится на строительстве №11 всё необходимое для монтажа, а 3 октября планируется начать спуск деталей щита в шахту. Там сняты старые пути и положены новые на железнодорожных шпалах, на другом уровне, а у ствола устроена приёмная площадка.
16 ноября 1948 года. Начало щитовой проходки на перегоне «Кировский завод» — «Автово» знаменует собою новый этап в строительстве Ленинградского метрополитена. На щите заканчиваются последние доделки.
10 декабря 1948 года. «План прошлого месяца по щитовой проходке был сорван. Начало проходки перенесли на декабрь. На этот раз не должно быть никаких оттяжек. 15 декабря щит должен пойти в ход».
До конца 1948 года щит так и не был запущен. И только в 1949 году случилось знаменательное событие — прошёл производственные испытания первый в стране механизированный щит планетарного действия, разработанный инженерами Ленметростроя и Ленметрогипротранса. Этот щит и комплекс за ним позволили механизировать в синхронном ритме разработку породы, её погрузку, транспортировку и монтаж обделки. Темпы возросли в 2-3 раза.
Интересно отметить что в 1941 году в руках метростроителей были отбойный молоток, лом и лопата, но и после войны процессы механизации оставались очень медленными, так что и с 1945 года по 1949 год ручной труд являлся основным в борьбе с подземными испытаниями.