Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Как изучали работу паровой машины в XIX веке?

Одним из важнейших шагов на пути к появлению железных дорог стало появление паровых двигателей. Первые опыты по их созданию относятся к XVII веку. Тогда английские изобретатели Дени Папен и Томас Севери пытались использовать силу пара для движения механизмов, однако их устройства оказались маломощными и ненадёжными.

 

Настоящий успех пришёл в начале XVIII века, когда Томас Ньюкомен создал так называемую атмосферную машину. В её цилиндр подавался пар, затем он охлаждался и превращался в вакуум, из-за чего поршень под действием атмосферного давления опускался вниз. Эти машины широко применялись для откачки воды из шахт и стали первым реально используемым типом паровых двигателей.

 

Несмотря на простоту и низкий коэффициент полезного действия ранних установок, именно они сыграли ключевую роль: их опыт показал возможности использования пара в технике и подготовил почву для дальнейших открытий. На их основе Джеймс Уатт, шотландский инженер, изобретатель-механик смог создать универсальную паровую машину двойного действия. Изобретение Уатта запустило процесс промышленной революции в Англии, а затем и во всём мире. Изучали паровую машину и в России.
Но как объяснить принцип её работы студентам XIX века, когда ещё не существовало видеоуроков? Для этого создавались специальные действующие модели, наглядно демонстрирующие принцип действия и движение всех деталей.

 

В фондах нашего музея зафиксирован в документах факт передачи в 1831 году вв модели паровой машины Джеймса Уатта в Институт корпуса инженеров путей сообщения. Мы предполагаем, что речь идёт о кинематической схеме, ныне представленной в одном из залов. В книге учёта фондов музея 1939 года она описана так: «Это была объёмная металлическая модель действующей паровой машины Уатта в стеклянном футляре».

 

Модель использовали в качестве учебного пособия для студентов Института корпуса инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС). Поворачивая боковую рукоятку, учащиеся могли наблюдать согласованную работу всех деталей — от движения поршня в цилиндре до вращения маховика.

 

Что интересно, описание экспоната сохранилось в Первом музейном каталоге «Описание моделей музеума института Корпуса инженеров путей сообщения». Этот труд был издан в июле 1862 года специально к открытию музея для широкой публики, которое состоялось осенью того же года.

 

Автор каталога, капитан корпуса инженеров путей сообщения Николай Михайлович Соколов, писал о модели: «Эта остроумная модель даёт возможность изучать осязательно, относительные движения частей машины Уатта. Если вертеть ручку, находящуюся при модели, то способ действия пара и движение частей машины можно весьма легко сообразить, — здесь вся кажущаяся сбивчивость механизма совершенно уничтожается, и зависимость движения одной части от другой вполне уясняются».

 

Сегодня эта модель позволяет посетителям музея наглядно понять принцип работы паровой машины: пар через золотник попеременно поступает то сверху, то снизу поршня, заставляя его двигаться возвратно-поступательно. Благодаря кривошипно-шатунному механизму это движение превращается во вращение колеса.

 

Именно такие двигатели изначально использовались для работы насосов в шахтах и на предприятиях, а позднее стали основой железнодорожных мастерских и первых паровозов.

 

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»