Григорий Петрович Передерий
23 октября 1871 года родился Григорий Петрович Передерий, выдающийся отечественный мостостроитель, инженер путей сообщения, академик.
На протяжении всей своей научной и практической деятельности Г.П. Передерий занимался исследованием конструктивных форм мостовых сооружений, был неизменным участником всех конкурсов на проекты мостов, часто опережая предлагаемыми решениями свое время.
Неоспоримые заслуги Г.П. Передерия в области внедрения железобетона в мостостроение. Своими проектами железобетонных виадуков через Бешенную протоку у Хабаровска на подходе к Амурскому мосту (1914) и на линиях Арзамас-Шихраны Казанской железной дороги (1915), Мерефа-Херсон (1915) он дал толчок широкому применению железобетона в мостостроении России.
Свою идею о внедрении железобетона в отечественное мостостроение Г.П. Передерий воплощал не только как инженер и ученый, но и как руководитель научно-исследовательских и проектных организаций. В 1930-1934 гг. он возглавлял Ленинградский филиал Центрального научно-исследовательского института сооружений НКПС ( в 1934 г. реорганизованный в Мостовое бюро Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта). Основным направлением научно-исследовательской деятельности филиала была разработка конструкций сборных железобетонных мостов индустриального типа.
Предвидя широкие возможности сборных железобетонных конструкций и целесообразность их использования в мостостроении, Григорий Петрович впервые предложил сборные железобетонные пролетные строения и опоры для строительства мостов. Под его руководством была выполнена значительная работа по проектированию сборных железобетонных мостов со сплошной стенкой и со сквозными фермами.
Наиболее трудным моментом при проектировании сборных железобетонных конструкций для того времени являлось сопряжение блоков в растянутой зоне. В 1931 г. Г.П. Передерием была предложена оригинальная конструкция петлевого стыка растянутых железобетонных элементов, известная ныне как «стык Передерия». Изобретение такого стыка дало возможность расчленить балки со сплошной стенки, а затем сквозные фермы на элементы с размерами, удобными для транспортировки и монтажа.
На основании своих исследований Передерий впервые в отечественном мостостроении доказал возможность примения одинаковой методики расчета для металлических и сквозных железобетонных ферм в предположении шарнирных узлов. Этот вывод был подтвержден в 1963 г. при испытании временной нагрузкой предварительно напряженно железобетонных ферм пролетом 55 м моста через канал Совет-Яб на Средне-Азиатской железной дороге.
Одной из уникальных инженерных разработок Г.П. Передерия в мостостроении стал Володарский мост через реку Неву в Ленинграде. Мост имел центральный разводной пролет длиной 40 м и два симметрично расположенных по бокам пролета по 101 м. Для неразводных пролетных строений Г.П. Передерий предложил оригинальную конструкцию из железобетона в виде гибких арок с жесткими затяжками. Каждое пролетное строение состояло в поперечном сечении из двух арок сечением 620х1570 мм. Впервые в мировой практике мостостроения для арок в качестве арматуры были применены стальные трубы, заполненные бетоном. Все сечение арки было армировано 40 стальными трубками, расположенными в четыре ряда по его высоте. Применение такого необычного способа позволило уменьшить высоту сечения арок до 1/163 длины пролета, что при использовании железобетона считалось невозможным.
Черпая из практики материал для научных работ, Г.П. Передерий воплощал свои идеи в новых оригинальных сооружениях, применяя последние достижения науки в мостостроении. Подтверждением этого является работа Г.П. Передерия по внедрению сварки в мостостроение.
Электрическая сварка была изобретена в России инженером Н.Н. Бенардосом и усовершенствована Н. Г. Славяновым в 1880-1890-х гг. Однако в мостостроении первые шаги по применению сварки российскими инженерами были сделаны лишь в 1920-х годах.
Самой крупной работой Г. П. Передерия, доказавшей возможность применения электросварки в мостостроении, является сооружение первого в стране многопролетного цельносварного металлического моста Лейтенанта Шмидта в Ленинграде, который заменил первый капитальный мост через Неву, построенный С. В. Кербедзом в 1842-1850 гг.
Г.П. Передерий предложил заменить чугунные арки стальными неразрезными балками, а разводной пролет перенести в середину моста. В конечном счете проект реконструкции моста, предложенный Г.П. Передерием, был реализован. Впервые в стране балочные неразрезные пролетные строения моста были выполнены как цельносварные конструкции, что позволило уменьшить их вес почти в 4,5 раза.





























