Гонка века!
В Центральном музее железнодорожного транспорта России хранятся более 30 произведений художника Ивана Андреевича Владимирова. В этом собрании есть как живописные работы, так и графические. Они отражают важные этапы в истории развития железнодорожного транспорта. Одна из известных работ — состязание английских локомотивов в Рейнхиле 1829 года, которое в 1934 году художник изобразил на большом полотне.
Предыстория сюжета такова: 29 апреля 1829 года дирекция Ливерпуль-Манчестерской железной дороги при поддержке ряда инженеров, в том числе и Джорджа Стефенсона, опубликовала условия предстоящего конкурса паровозов.
1. Паровоз должен работать от собственного котла, согласно постановлениям железнодорожного акта короля Георга IV.
2. Паровоз при весе в 6 т должен быть в состоянии везти на горизонтали поезд весом в 20 т, со скоростью 16 км/ч и при давлении пара в котле не более 3,6 кг/см².
3. Котёл должен иметь два предохранительных клапана, ни один из которых не должен запираться во время работы машины, и один из них не должен быть доступен машинисту.
4. Машина и котёл должны поддерживаться рессорами и 6 колесами (3 оси); высота дымовой трубы от головки рельса до её вершины не должна быть более 4,5 м.
5. Вес паровоза с водой в котле не должен превышать 6 т; но паровоз меньшего веса будет иметь преимущество, если только он будет в состоянии везти пропорциональный вес; если вес паровоза не превосходит 5 т, то он должен быть в состоянии везти 15 т; если же вес паровоза будет 4,5 т или менее, то он может иметь четыре колеса. Общество железной дороги оставляет за собой право подвергнуть котел, дымогарную трубу, цилиндр и т.п. гидравлическому испытанию давлением не свыше 11 кг/см², не беря на себя, однако, ответственности за могущие произойти при этом повреждения машины.
6. Паровоз должен иметь ртутный манометр со стрелкой, показывающий давление пара выше 3 кг/см².
7. Машина должна быть доставлена в Ливерпуль вполне готовой к испытанию не позже 1 октября.
8. Стоимость паровоза не должна превышать 550 фунтов стерлингов, и всякий забракованный паровоз должен быть убран владельцем немедленно.
В свою очередь, общество дороги обязалось снабдить паровоз нужным количеством воды и угля.
Таким высоким для того времени требованиям не удовлетворял ни один из ранее выпущенных паровозов.
Местом проведения выбрали город Рейнхил, который расположен вблизи Ливерпуля. Целью соревнований было выбрать лучший паровоз для эксплуатации на новой железной дороге Ливерпуль-Манчестер, ставшей второй в Англии. В соревновании участвовали пять локомотивов: «Ракета» Джорджа Стефенсона, «Циклопед» Томаса Шоу Брэндрета, «Новелти» Джона Эрикссона и Джона Брейтвейта, «Персеверэнс» Тимоти Бёрстола и «Санс Парель» Тимоти Хэкворта. Стоит отметить необычного участника – «Циклопед», приводимый в движение лошадью, идущей по закреплённой на локомотиве бесконечной ленте. Именно он и первым сошел с дистанции, кроме того, во время гонки покалечилась и лошадь.
Интерес общественности к испытаниям был огромен. Стало ясно, что на гонки собирается много зрителей. Специально для дам компания заказала шатер, где можно было продемонстрировать свои наряды. На трибунах разместился весь местный бомонд.
6 октября 1829 г. в торжественной обстановке состоялась необычная гонка, которая вошла в историю как Рейнхильские состязания (Rainhill Trials).
Победу одержал паровоз «Ракета» Д. Стефенсона, который успешно прошёл все испытания, развил среднюю скорость 19 км/ч с грузом и стал исторически важным вехой в паровозостроении.
И.А. Владимиров красочно и детально передал атмосферу необычной гонки. Это живописное полотно впервые было представлено на выставке «История развития железных дорог» в 1934 г. в павильоне, в Парке Культуры и отдыха I-й пятилетки (ныне Таврический сад), затем на Всесоюзной выставке железнодорожного транспорта, посвященной столетию железных дорог, состоявшейся в г. Москве, в Центральном Доме Техники НКПС. В дальнейшем картина часто участвовала в выставочных проектах.