Открытие выставки «Донбасс промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги»
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации открыл выставку «Донбасс промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги».
«Фонды нашего старейшего государственного музея страны, сохранили уникальные предметы, связанные с развитием этого важнейшего промышленного региона, которые позволили нам совместно с Музеем Донецкой железной дороги подготовить в преддверии профессионального праздника историко-документальную выставку «Донбасс промышленный. К 155-летию Донецкой железной дороги». В витринах вы видите более 200 раритетов: материалы, подлинные предметы, отражающих летопись развития железнодорожной сети Донбасса с XIX в. до наших дней. Взаимодействуя с железнодорожниками Новороссии, мы интегрируем новые территории в культурное пространство Российской Федерации. Приглашаем посетить нашу экспозицию, уверен, она интересна и познавательна. Позднее будет создан мобильный вариант выставки, который отправится в Донецк и учебные заведения Росжелдора», — подчеркнул директор ЦМЖТ РФ Владимир Иванович Мителенко.
Куратор проекта Зиля Нуровна Нигматзянова рассказала, что в проекте участвуют экспонаты Государственного музея политической истории и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. «Ни одна железная дорога в мире не сыграла такую революционную роль в создании новой реальности, как Донецкая железная дорога. Практически в рамках жизни одного поколения Донбасс преобразился из пустынной степи до уровня развитых в социально-экономическом плане регионов Европы. Успех великих реформ императора Александра II, а также индустриализации в СССР 1920-1930-х гг., прежде всего, связаны с железными дорогами в Донецком регионе, обеспечивающих страну хлебом, высококачественным углем, рудой и промышленной продукцией», — отметила она в ходе экскурсии по выставке.
Директор Музея истории и развития Донецкой железной дороги Игорь Борисович Белоусов поблагодарил коллег из Санкт-Петербурга за идею создания выставки.
«Наш музей сейчас восстанавливает свою деятельность. Поступает много заявок на посещение из регионов. Дальнейшая совместная работа с ЦМЖТ РФ будет способствовать восстановлению работы музея в полном объеме» — сказал он.
Для информации:
5 января (по новому стилю) 1870 г. со станции Харьков отправился первый поезд через Славянск в Таганрог, с этого момента Курско-Харьково-Азовская железная дорога была введена в строй на всем протяжении. Так начала свою историю Донецкая железная дорога.
Впервые на выставке представлены уникальная акварель великолепного здания вокзала станции Дебальцево и альбом фотографий «Виды Донецкой каменноугольной железной дороги» (конец XIX – начало XX в.), а также крупномасштабная модель опытного тепловоза ТГ102 Луганского тепловозостроительного завода.
Ряд экспонатов расскажут об единственной в истории российских бронепоездов женщине-командире Л.Г. Мокиевской-Зубок, о луганском маршале Советского Союза К.Е. Ворошилове, в честь которого был назван паровозостроительный завод и многих других интересных фактах.
История Донецкой железной дороги в советский период полна ярких страниц трудовой славы, она сыграла огромную роль в промышленности региона и всей страны.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Донбасса внесли свой значимый вклад в победу над врагом. Четырем железнодорожникам Донецкой железной дороги в 1943 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда, среди них легендарный машинист депо Славянск, инициатор стахановского движения на железнодорожном транспорте – Петр Федорович Кривонос.
На выставке представлена инсталляция «Рабочее место П.Ф. Кривоноса», соответствующая 1920-ым гг., когда будущий герой начал свой трудовой путь.





























