Диапозитивы Московского метрополитена
В коллекции ЦМЖТ РФ имеется серия чёрно-белых диапозитивов с изображениями наземных и подземных вестибюлей станций Московского метрополитена. Эти экспонаты относятся к 1935—37-ым годам. На них изображены станции первого пуска Московского метро, некоторые из которых в современный период уже не существуют. Экспонаты обладают двойной ценностью: на них запечатлена история первого метрополитена нашей страны и сами они сделаны по технологии, ушедшей в историю.
Диапозитив — это позитивное изображение на прозрачной бесцветной подложке, в данном случае стекле. Формат наших диапозитивов имеет следующий размер — 85×85 мм, а величина рабочей поверхности (размер изображения) в среднем 50×70 мм. Изделие состоит из двух одинаковых по размеру стёкол. Изображение обрамлено черной рамкой (маской), зажатой между этими стёклами, оно создаёт непросвечивающееся поле вокруг рабочей поверхности. Само же изображение нанесено на одно из стёкол и находится внутри, второе стекло является защитным от механических повреждений. Оба стекла имеют бумажное обрамление по контуру, которое играет функцию скрепления двух пластин в одно изделие. Диапозитивы можно рассматривать как на просвет, так и с помощью диапроектора.
Данные изображения могли использоваться в учебных целях, наглядно сопровождая слова лектора, с помощью метода проекции на экран. Для этих целей использовался диапроектор, который осуществлял диапроекцию объектов и изображений (диапозитивов, диафильмов, микрокопий и др.) выполненных на прозрачной подложке.
Диапозитивы были распространены наравне с отпечатками на фотобумаге. Проекцию можно было получить как с одного носителя, так и другого, с помощью специальных устройств. Рассматривая диапозитив и отпечаток на фотобумаге, тщательно выполненные с одного и того же негатива, можно заметить, что на диапозитиве гораздо больше тонов, полутонов и деталей, чем на отпечатке.
К 70-летию Петербургского метрополитена музей ЦМЖТ РФ готовит временную выставку, на которой планируется демонстрация данных диапозитивов, как первого опыта архитектурного проектирования в специфических условиях (прежде всего в оформлении подземных залов). «Ленинградские архитекторы панически боялись показать творческую несостоятельность, быть обвинёнными в эпигонстве. Ведь перед глазами был Московский метрополитен, который обладал в те годы поистине магической силой воздействия.» ¹
1. Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее. Альбом-каталог. — СПб.: ГМИ СПб. 2013. — 192 с.: ил.





























