Детская железная дорога в Донецке
В 1930-е гг. в СССР активно продвигалась идея детских железных дорог для школьников 9-15 лет как система профориентации молодежи. Первая Детская железная дорога была открыта в 1932 г. в Москве.
Электрифицированная детская железная дорога имени С.М. Кирова, открытая 24 ноября 1936 г. при Южно-Донецкой железной дороге, была пятой в стране. Ее построили в г. Донецке на территории ЦПКО им. А.С. Щербакова. В период Великой Отечественной войны дорога была разрушена.
19 мая 1972 г., в год 50-летия Всесоюзной пионерской организации, в г. Донецке в Парке культуры и отдыха имени Ленинского комсомола была открыта Детская Донецкая железная дорога. Это стало возможным благодаря инициативе Виктора Васильевича Приклонского, начальника Донецкой железной дороги: «На дороге огромный дефицит в кадрах, где-то 20%. А тот, кто к «железке» прикипел с детства, как правило, остается ей верен до конца».
Изначально было две станции – Пионерская и Шахтерская. Затем дорогу продлили до новой станции – Победа (с ней протяженность составила уже 2,9 км), но впоследствии ее закрыли. Пионерская была оборудована маршрутно-релейной централизацией, в здании вокзала находились зал ожидания, касса, учебные и административные кабинеты, кафе. Шахтерская, где располагались локомотивное депо и учебный полигон, была оборудована ручными стрелками, что позволяло улучшить процесс обучения юных железнодорожников по курсу путевого хозяйства. 1 июня 2006 г. на станции был открыт Музей истории Детской железной дороги.
Сегодня на дороге эксплуатируются два тепловоза и 6 фирменных вагонов. Длительность поездки «Пионерская-Шахтерская-Пионерская» составляет 25 минут.
Всего за годы своей работы прошли подготовку свыше 45 тысяч юных железнодорожников, более 17 тысяч связали свою жизнь с профессией.





























