Музейная история горки станции Красный Лиман
4 июля 1932 года НКПС принял решение о строительстве первой в СССР механизированной сортировочной горки на станции Красный Лиман. Необходимость была обусловлена стремительным увеличением объема перевозок в условиях бурно развивающейся экономики СССР в период индустриализации. В экстренном порядке была разработана конструкторская документация на вагонные замедлители, горочную централизацию, аппаратуру управления и контроля и многое другое. К изготовлению оборудования подключили 12 заводов. Замедлители изготавливал Ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова. Огромный объем работы выполнили менее чем за два года, и уже 23 октября 1934 года приказом НКПС механизированную горку Красный Лиман включили в постоянную эксплуатацию. В 1935 году по подобию этой станции создается макет в нашем музее. На экспонате три парка: парк приема, парк сортировки и парк отправления. Они расположены параллельно. Станция оборудована светофорами, есть будка горочного оператора. Макет демонстрирует процесс роспуска составов, управление стрелками, сигналами и замедлителями. Переводятся стрелки — готовится маршрут. По разрешающему сигналу светофора локомотив медленно и непрерывно надвигает состав на вершину горки. Затем вагон под действием собственной силы тяжести скатывается на предписанный ему путь.
Успешная механизация сортировочной горки Красный Лиман стала прологом к началу массового строительства механизированных сортировочных горок в нашей стране. К 1940 году было уже механизировано 36 горок, что составило 68 процентов общего их числа. В первые послевоенные годы все разрушенные или частично поврежденные горки были восстановлены и уже к 1950 году на железных дорогах работало 38 механизированных горок.





























