Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Царскосельский поезд едет в Москву!

На выставку «Николай I. Идеальный самодержец», которая готовится к открытию в Государственном историческом  музее (ГИМ, Москва) отправился один из раритетов ЦМЖТ РФ. Чем примечателен этот экспонат?

 

Он напоминает нашим современникам, что император Николай I сыграл ключевую роль в создании первой железной дороги в России — Царскосельской, приняв волевое решение и издав указ о её строительстве. Он лично присутствовал на открытии движения первого регулярного поезда в 1837 году, который прошел по маршруту от Санкт-Петербурга до Царского Села.

 

Царскосельская дорога стала первой пассажирской магистралью Российской империи: она связала столицу с загородными резиденциями и концертным павильоном в Павловске. Уже в первые годы линия доказала удобство и скорость железнодорожного транспорта. Оформились новые правила поездки — регулярное движение по расписанию, классы обслуживания и иная культура путешествий.

 

 

На фотографиях — один из экспонатов, представленных в нашем музее. Макет воссоздаёт внешний вид «первого русского поезда» в 1837–1846 гг. Паровоз колёсной формулы 1–1–1 с тендером и подвижной состав из трёх пассажирских вагонов и одной грузовой платформы.

 

 

Модель изготовлена частным мастером в 1930–1931 гг., окрашена акварелью. В коллекцию музея предмет поступил 27 мая 1934 г.

 

 

Паровоз имеет высокую дымовую трубу, деревянную обшивку котла (теплоизоляция) и наружную раму. За тендером следуют вагоны разных классов — традиция, сохранившаяся вплоть до 1917 года.

 

 

Закрытый вагон первого класса «Берлин» окрашен в сине-жёлтые тона и передаёт представление о комфорте той эпохи: отдельные купе, мягкая отделка. Кузов разделён на самостоятельные отделения, в каждое из которых можно попасть через собственные двери с обеих сторон.

 

Также важно отметить, что вагоны I класса обычно окрашивали в синий, II класса — в жёлтый. Примечательно, что у вагона первого класса на данной модели половина окраски синяя, половина — жёлтая; это позволяет предположить отсылку к «микст»-вагонам (совмещённые 1-й и 2-й классы), использовавшиеся и на Царскосельской дороге.

 

 

Далее в составе — полуоткрытый вагон второго класса «Дилижанс» со схожей конструкцией, но более скромно: навес вместо полноценных стен и три отделения с сиденьями без подлокотников.

 

Важно отметить, что в те времена в вагонах ещё не было умывальников, уборных и отопления; освещение обеспечивали лишь окна.

 

Последним следует открытый вагон третьего класса — «Шарабан» (от фр. char à bancs, «повозка со скамьями»). Открытый зелёный вагон с низкими бортами и разделением на несколько простых отделений; посадка — на деревянные лавки, без остекления и отделки. От непогоды пассажиров не защищали ни стены, ни отопление — это был самый доступный по цене способ проезда на Царскосельской дороге, рассчитанный на короткие поездки.

 

На реальной линии применялись и вагоны четвёртого класса (на данной модели не представлены): для увеличения вместимости скамьи убирали, и пассажиры ехали стоя; такая вместимость могла достигать примерно 100 человек.

 

В 1968 году модель прошла реставрацию в Комбинате декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»