бронепоезд «Смерть фашизму»
В 2001 году в коллекцию музея поступил уникальный документ периода Великой Отечественной войны — Боевой наказ команде бронепоезда «Смерть фашизму». Его подарил бывший заместитель начальника политотдела Пензенской железной дороги В.И Зимин.
Инициатива строительства этого бронепоезда зародилась в депо Пенза-I в первые месяцы войны — построить его планировалось силами паровозоремонтных мастерских. В августе 1941 года эта инициатива была поддержана Пензенским обкомом ВКП(б), а уже в конце 1941 г. он направил командующему Юго-Западным направлением маршалу С. К. Тимошенко телеграмму: «Просим дать указание о вооружении бронепоезда, построенного в пензенских паровозоремонтных мастерских своими средствами.
Для вооружения бронепоезда необходимо 4 пушки, 24 станковых пулемета, 2 зенитные пулеметные установки».
Установкой вооружения руководил воентехник Кусков.
Из Москвы прибыли военные представители для приемки машины. Для испытаний ее вывели на перегон Пенза-IV – Бессоновка, где обстреляли из пулемета, потом из противотанкового ружья. В результате пришлось усилить оказавшуюся слабоватой броню.
Железнодорожная многотиражка «Большевистский транспорт», издававшаяся в Пензе, писала: «Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащен. Он имеет электроосвещение, связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все удобства, позволяющие делать далекие выезды для разгрома фашистских банд».
Именем бронепоезда стал грозный лозунг тех дней – «Смерть фашизму!». Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.
В феврале 1942 г., накануне XXIV годовщины Красной Армии, состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда бойцам. Тогда и был дан воинам наказ, текст которого хранится в музее: «Закованный в мощную броню паровоз №6376 бронепоезда «Смерть фашизму» в годы гражданской войны носил уже раз на себе стальную броню, водил бронепоезда (…) В годы мирного строительства мы расковали локомотив, и он верно служил нашей родине (…) И вот, когда грянула вновь война и весь советский народ поднялся на защиту завоеваний Октября от посягательств банды гитлеровских воров и громил, мы решили по примеру своих отцов построить для Красной Армии бронепоезд. Мы снова заковали в стальную броню именно этот паровоз, на котором советские патриоты покрыли себя неувядаемой славой борьбы и побед за советскую власть.»
В бой пензенский бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, и при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела вся, но погибли локомотивная бригада и паровоз.
Поврежденный бронепоезд вернулся на ремонт в Пензу. Отремонтировали его за неделю, после чего он сразу же отправился на фронт. Далее следы бронепоезда «Смерть фашизму!» теряются. Известно, что он участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронтах. По всей видимости, бронепоезд, построенный пензенскими железнодорожниками, погиб в конце 1942 — начале 1943 г., в месяцы, когда ковалась победа под Сталинградом





























