Архитектурное наследие Уссурийской железной дороги
В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоялась открытая лекции: «Архитектурное наследие Уссурийской железной дороги». Наша гостья из Хабаровска Екатерина Викторовна Глатоленкова, старший преподаватель высшей школы архитектуры и градостроительства Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) рассказала о кропотливой работе по сохранению строений XIX века, возведенных в ходе строительства и эксплуатации Уссурийской железной дороги. Исследовательская группа совершила ряд экспедиций по городам и поселкам Хабаровского края. Студенты и преподаватели ТОГУ побывали в городе Бикин, поселок при станции Вяземская, во Владивостоке, изучили железнодорожную историю Хабаровска.
Напомним, что Уссурийская железная дорога стала первой строящейся линией Транссибирской магистрали и первой железной дорогой на Дальнем Востоке. На рубеже XIX–XX вв. вдоль нее возникли станции и разъезды, многие из которых до сих пор определяют облик и планировку городов Хабаровского края. На дороге действовали 61 станция и разъезд. В строительстве и проектировании принимали участие инженеры и архитекторы О. П. Вяземский, Н. С. Кругликов, В. В. Гедике, Н. Ф. Дормидонтов, В. С. Иловайский, Л. М, Розенгардт.
«В Вяземском, Бикине и Хабаровске сохранились водонапорные башни, жилые дома служащих дороги, старые депо и больницы – свидетели того, как формировались железнодорожные поселки и жизнь вокруг них.
Сегодня часть этих зданий признана объектами культурного наследия, другие – заброшены и находятся на грани исчезновения», — отметила Е.В. Глатоленкова. — В Хабаровском крае лишь три объекта, связанных со строительством Транссибирской магистрали, вошли в Перечень объектов культурного наследия регионального значения. Здания, признанные памятниками, «сложны» в эксплуатации. История многих городов и станций тесно связана с железной дорогой, которые могли бы стать достопримечательными объектами. И в Бикине, и в Вяземском есть запрос на «историчность».