Аппарат электрожезловой сигнализации фирмы «Webb & Thompson»
В работе железных дорог важное значение имеет применение устройств автоматики, телемеханики и связи, служащих для управления движением поездов и включающих в себя постоянные сигналы, централизованное управление стрелками, путевую блокировку, механизацию и автоматизацию сортировочных горок. От уровня развития этой техники, называемой устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), надежности ее работы, зависит безопасность и бесперебойность перевозок грузов и пассажиров. Устройства СЦБ появились в простейшем виде на первых участках железных дорог, постоянно они усложнялись, совершенствовались и расширялись области их применения.
В ЦМЖТ РФ собрана уникальная коллекция подлинных устройств и аппаратов СЦБ, а также моделей, по которым наглядно можно проследить историческое развитие и применения этой техники на железных дорогах нашей страны. Один из аппаратов электрожезловой сигнализации фирмы «Webb & Thompson» большого типа представлен в экспозиции «Подвижного состава до 1917 г.» музея. Поступил предмет в музей в начале 1930-х годов. В начале XX-го века его эксплуатировали на Мурманской железной дороге. Аппарат построен в Англии на заводе «Railway Signal Comp. Ltd Liverpool», приобретен через представителя «Webb & Thompson» на всю Россию Электротехническим торговым домом Карла Розе в Варшаве.
В России первые электрожезловые аппараты английской фирмы «Webb & Thompson» начали закупать в 1895 г. и оборудовать ими однопутные участки железных дорог для регулирования движением поездов. Первые аппараты устанавливали на Московско-Казанской дороге, по одному на оконечных станциях и по два на каждой промежуточной. Каждый жезловый аппарат снабжался от 8 до 20 жезлов. Жезлы каждого отдельного перегона окрашивали в особый цвет и снабжали последовательным номером и названием станции того перегона, который они обслуживали. Жезлы смежных перегонов отличались еще размещением и размером колец.
Поэтому жезлы одного перегона могли быть вложены только в аппараты данного перегона.
На концах одного перегона устанавливали по одному жезловому аппарату, соединяли их одним линейным проводом и эти аппараты представляли собой два оконечных прибора данного участка, не имея никакой связи с жезловыми приборами соседних перегонов. Жезл, вынутый из аппарата с согласия соседней станции, давал машинисту право на занятие перегона.
Пост написан научным сотрудником отдела НИО фондов Машковой Т.В. 30.09.2025 г.





























