Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Аппарат электрожезловой сигнализации фирмы «Webb & Thompson»

В работе железных дорог важное значение имеет применение устройств автоматики, телемеханики и связи, служащих для управления движением поездов и включающих в себя постоянные сигналы, централизованное управление стрелками, путевую блокировку, механизацию и автоматизацию сортировочных горок. От уровня развития этой техники, называемой устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), надежности ее работы, зависит безопасность и бесперебойность перевозок грузов и пассажиров. Устройства СЦБ появились в простейшем виде на первых участках железных дорог, постоянно они усложнялись, совершенствовались и расширялись области их применения.

 

В ЦМЖТ РФ собрана уникальная коллекция подлинных устройств и аппаратов СЦБ, а также моделей, по которым наглядно можно проследить историческое развитие и применения этой техники на железных дорогах нашей страны. Один из аппаратов электрожезловой сигнализации фирмы «Webb & Thompson» большого типа представлен в экспозиции «Подвижного состава до 1917 г.» музея. Поступил предмет в музей в начале 1930-х годов. В начале XX-го века его эксплуатировали на Мурманской железной дороге. Аппарат построен в Англии на заводе «Railway Signal Comp. Ltd Liverpool», приобретен через представителя «Webb & Thompson» на всю Россию Электротехническим торговым домом Карла Розе в Варшаве.

 

В России первые электрожезловые аппараты английской фирмы «Webb & Thompson» начали закупать в 1895 г. и оборудовать ими однопутные участки железных дорог для регулирования движением поездов. Первые аппараты устанавливали на Московско-Казанской дороге, по одному на оконечных станциях и по два на каждой промежуточной. Каждый жезловый аппарат снабжался от 8 до 20 жезлов. Жезлы каждого отдельного перегона окрашивали в особый цвет и снабжали последовательным номером и названием станции того перегона, который они обслуживали. Жезлы смежных перегонов отличались еще размещением и размером колец.

 

Поэтому жезлы одного перегона могли быть вложены только в аппараты данного перегона.

 

На концах одного перегона устанавливали по одному жезловому аппарату, соединяли их одним линейным проводом и эти аппараты представляли собой два оконечных прибора данного участка, не имея никакой связи с жезловыми приборами соседних перегонов. Жезл, вынутый из аппарата с согласия соседней станции, давал машинисту право на занятие перегона.

 

Пост написан научным сотрудником отдела НИО фондов Машковой Т.В. 30.09.2025 г.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»