Содружество техники и красоты
В Музее мостов один из залов носит название «Содружество техники и красоты». Здесь идет рассказ об Андрее Львовиче Пунине – крупнейшем специалисте в области истории архитектуры, педагоге, общественном деятеле. Андрей Львович родился 22 июня 1932 года в Ленинграде в уникальной семье. Будучи внуком выпускника Императорской Академии художеств Николая Семеновича Никольского, племянником известного искусствоведа Николая Николаевича Пунина, он стремился к получению искусствоведческого образования, но обстоятельства не позволили это сделать после окончания школы. В 1954 году А.Л. Пунин получил диплом с отличием Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Мосты и тоннели». По окончании вуза деятельность молодого инженера была связана с проектированием мостов. Первое образование – инженера, послужило ему также мотивом для создания совершенно нового научного направления – истории архитектуры мостов.
В последствии мечта об искусствоведческом образовании также была реализована. В 1961 году Андрей Львович окончил заочное отделение факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, получив диплом с отличием. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре, в 1985 году – докторскую, уже как искусствовед. В 1988 году Пунину было присвоено звание профессора по кафедре истории русского и советского искусства.
Историк архитектуры А.Л. Пунин в течение многих лет заведовал кафедрой истории и теории архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, занимаясь подготовкой специалистов-искусствоведов. Лекции по архитектуре мостов Андрея Львовича помнят выпускники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) и Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ЛИИЖТ).
«Пунин – это прежде всего Учитель с большой буквы. Поразительным было его умение донести до слушателей, сделать максимально понятным и потому хорошо запоминающимся сложнейший исторический материал. Столь же замечательна была манера чтения этих лекций – свободная, яркая, с большим вниманием к деталям, с уместными отклонениями в смежные области, меткими сравнениями и даже иногда шутками, позволяющими снять с аудитории излишнее напряжение.
Талант Пунина–литератора, автора огромного количества научных и популярных публикаций, – еще одна сторона его блестящего дарования. Превосходные качества, свойственные лекциям, в полной мере раскрыты в книгах и статьях замечательного историка», – так отзываются об Андрее Львовиче его ученики.
В Музее мостов на подлинных предметах из семейного архива воссоздан рабочий кабинет А.Л. Пунина. Куратором выставочного проекта стал Андрей Пунин – художник, доцент Санкт-Петербургской школы дизайна НИУ Высшей школы экономики.
Андрей Пунин на фоне портрета отца
Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«После папиной смерти мне сразу захотелось создать экспозицию в память о нем. Я долго думал, где лучше это организовать, и тут мне позвонили с предложением из петербургского Музея мостов. Я прикинул, чего бы хотелось моему папе, который всю жизнь посвятил архитектуре мостов, и решился на эту выставку. Объединил его историю с богатой коллекцией Музея мостов. Работа над выставкой длилась примерно полгода. С дизайн-проектом и монтажом помогали две выпускницы Школы дизайна — Софья Хворостяная и Анжелика Нарынбаева, и этот проект стал для них прекрасным практическим опытом.
В первом зале мы поставили два слайд-проектора, которые папа всю жизнь носил на лекции. Он так и не перешел на медиа проектор… Во втором зале – большой портрет отца, его нарисовала моя супруга, Катя Филипенко. На нем папа очень на себя похож», – рассказал в интервью студенческим репортерам Андрей Андреевич Пунин.
Можно быть уверенными в том, что память об Андрее Львовиче навсегда сохранят его последователи и ученики его учеников. Сохранится она и в книгах, им написанных.





























