70 лет Петербургскому метрополитену
15 ноября 2025 года исполняется 70 лет со дня запуска Ленинградского метрополитена!
«Ленинградское метро прекрасно! Нельзя без волнения осматривать его дворцы. Это куда лучше самой хорошей сказки!» — так описывали впечатления первые пассажиры.
1955 год — одна линия протяженностью 10,8 км, 8 станций. Сегодня ГУП «Петербургский метрополитен» это 5 линий и 73 станции с эксплуатационной длиной линий 128,4 км. За этими результатами титанический труд людей, проекты прошлых веков, выдающиеся изобретения, невероятные инженерные сооружения и технологии, десятилетия сложнейшей подземной работы без солнечного света и комфортных условий.
«Такая красота может быть создана только руками талантливого народа-созидателя!» — еще одно впечатление первого пассажира.
15 ноября 1955 г. состоялся праздничный митинг в подземном зале станции «Площадь Восстания», который открыл первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Ф.Р. Козлов.
— Дорогие товарищи!
— Строительство и открытие второго в стране метрополитена – важнейшее, знаменательное событие в жизни нашей Родины. Ленинградское метро – показатель растущей экономической мощи Советского государства, технического прогресса и мирного созидательного труда советских людей. Метрополитен – ровесник таких гигантских строек послевоенного времени, как Волго-Донской канал, гидроэлектростанция на Волге и Днепре, первая в мире атомная электростанция.
— Ленинградцы получили самый быстрый и удобный вид городского транспорта. Трасса первой очереди метро связывает густонаселённые районы, намного улучшает средства передвижения трудящихся. Прекрасные сооружения метрополитена красивы и величественны. Они значительно обогащают архитектуру, гармонически дополняют чудесные ансамбли нашего славного города.
— Строительство метрополитена в Ленинграде — воплощение самоотверженного труда, смелых исканий, и творчества десятков тысяч рабочих, инженеров и техников, архитекторов и конструкторов. Строители метро преодолели огромные трудности: проложили подземный путь в сложных геологических условиях, в борьбе со стихией подземных вод и плывунами. Вооруженные первоклассной техникой, творчески используя опыт метростроевцев столицы, строители метро внесли немало нового, двинули вперёд технику советского тоннелестроения.
После завершения митинга участники вышли на платформу, где в сиянии огней стоял голубой экспресс, Ф.Р. Козлов перерезал ленточку перед электропоездом и метрополитен вошёл в строй. Участники митинга заполнили вагоны, чтобы совершить рейс по трассе метро.
…Голубой экспресс мчится по тоннелю. Мне здесь знакомо каждое кольцо. Первое время сооружали за смену меньше метра тоннеля. К концу проходки этот показатель был заметно перекрыт. Некоторые тоннели были пройдены с помощью механизированного щита, который впервые осваивался на нашем строительстве. Сколько радости испытывал каждый, когда на доске показателей изо дня в день стали отмечаться всё новые и новые достижения бригад, работающих на этом механизме. Мне тогда поручили вести нагнетание цементного раствора за обделку тоннеля. Задача состояла в том, чтобы не отставать от проходчиков, сколько бы они колец не укладывали за смену. Упорным трудом я добился этого.
…На станции метро устремляются всё новые и новые толпы пассажиры. Многие из них оставляют записи в книге отзывов. Читаю один из ни: «Восхищение и гордость — вот два чувства, которые испытываешь при посещении метро. Спасибо строителям». Что может быть радостнее такой оценки.
Н. Терентьев, бригадир строительства №11
Центральный музей железнодорожного транспорта поздравляет коллег: АО «Метрострой Северной Столицы» и ГУП «Петербургский метрополитен» с Юбилеем! Желаем успехов, профессиональных достижений и плодотворной работы!