180 лет исполняется российскому паровозостроению!
В августе 1845 года на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге (сейчас — ПАО «Пролетарский завод») прошли испытания первые пассажирские паровозы типа 2-2-0. Спустя год они начали курсировать по еще строящейся Петербургско-Московской (Николаевской) железной дороге. В строительстве подвижного состава принимали участие воспитанники Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения (сегодня — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Работа шла не только днем, но ночью, при свете дымных факелов и масляных ламп.
Ранее на том же заводе начали производить товарные паровозы типа 0-3-0 и типа 1-3-0 (серия Д). Модели были мощнее и удобнее в управлении, чем английские локомотивы. Но на них пока не было кабины машиниста, площадок и перил вокруг котла. Они появятся позже. Ездили эти локомотивы на дровах.
Пассажирские локомотивы по котлу, паровой машине, тендеру, длине и весу не отличались от товарных, но имели не три, а две колесных пары и переднюю двухосную тележку, которая поддерживала переднюю часть паровоза.
Первый пассажирский паровоз получил номер 122 – (предыдущий 121 локомотив был товарным). Он имел огромные колеса диаметром 1705 мм, однако бегунки были маленькими. Тормоза приводили в действие вручную — машинист крутил тормозное колесо, винтовая передача тянула тормозную колодку и прижимала ее к колесу вагона. В 1858 — 1859 годах для обслуживания поездов «особой важности» (императорских) на Александровском заводе построили два более мощных паровоза серии «А».
В 1863 – 1867 годах Николаевская железная дорога начала капитальный ремонт паровозов. Обновленные пассажирские локомотивы получили обозначение серии «В». На них отремонтировали котлы и рамы, поставили крытые будки для паровозной бригады, на некоторых поменяли парораспределительный механизм.
До наших дней сохранилась модель первого российского товарного паровоза серии «Д». Она представлена в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге (первое фото).





























