13 дореволюционных железнодорожных облигаций
В коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта России пополнение. В дар от В.А. Альбрехта мы получили 13 дореволюционных железнодорожных облигаций. Теперь наше собрание таких документов насчитывает более пятидесяти единиц. Это тонкая бумага, выцветшие подписи и печати, но за ними – живые истории людей, которые строили и вкладывали средства в железные дороги России.
Акционерные общества железных дорог выпускали облигации для привлечения инвестиций, в том числе на международных рынках. И железнодорожная облигация была привлекательным «финансовым инструментом», так имела государственную гарантию. Так тысячи частных инвесторов – от купцов до землевладельцев – помогали развивать рельсовую сеть страны.
В числе новых экспонатов есть облигации Курско Харьково Азовской железной дороги. Эта магистраль связала хлебные губернии Центральной России с портами Азовского моря и вывела к морю уголь и металл юга, превратив регион в крупный промышленный узел. Строили дорогу стремительно: в конце 1860 х за несколько лет соединили Курск, Харьков и Ростов на Дону, а вслед за рельсами потянулись элеваторы, мастерские, шахты и заводы. Подробней историю развития этого региона освещает временная выставка «155 лет Донецкой железной дороге».
Чуть позже, при императоре Александре III, железные дороги стали одним из главных инструментов государственной политики. В это время активно выкупались частные линии в казну, расширялась сеть магистралей, началось строительство Великого Сибирского пути, получившее название Транссиб. За одно поколение протяженность железных дорог в империи выросла в разы, что дало мощный толчок индустриализации: без дешевых грузоперевозок не было бы ни новых металлургических гигантов, ни угольных бассейнов, ни стремительного роста городов.
Когда держишь в руках облигацию Курско Харьково Азовской дороги с изящной гравюрой и строгими цифрами, очень ясно понимаешь: именно из таких «бумажных кирпичиков» складывалась стальная основа страны. И нам особенно радостно, что ещё тринадцать подобных свидетельств той эпохи заняли своё место в фондах музея – чтобы каждый посетитель мог увидеть, как финансовые решения XIX века превращались в километры рельсов и новую, индустриальную Россию.
Иллюстрации:
1. Облигация №04200 Общества Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. в 2000 марок 1889 г.
2. Новое поступление
3. Карта России с показанием железных дорог, построенных, строящихся и правительственные изыскания. Из альбома «Приложение к Отчету МПС 1855-1880 гг.»
4. Портрет императора Александра III. Худ. Белова (Романова) Е.А. 2001 г.