Чугунное художественное литье в мостостроении
Гуляя сегодня возле Летнего сада, можно заметить, что ограда вдоль его южной границы, созданная архитектором Л. И. Шарлеманем, очень напоминает перильное ограждение Первого Инженерного моста! Действительно, обе решетки состоят из ряда коротких копий, а столбики сделаны в виде фасциев, увенчанных секирами, на которые накладываются мощные щиты с изображением Медузы Горгоны.
Первый Инженерный мост построил инженер французского происхождения П. П. Базен в 1820-е годы. Существует мнение, что, создавая перила своей переправы, он скопировал рисунок Л. И. Шарлеманя. Однако возможно, это не так, поскольку проект инженера П. П. Базена утвердили в 1824 году, а проект ограды Летнего сада относится к 1826 году.
По задумке Базена ограда моста предназначалась для объединения ансамбля переправ у Инженерного замка и Марсова поля. В него входили Нижне-Лебяжий, Первый Садовый, Театральный и Малоконюшенный мосты, однако осуществить эту идею инженеру не удалось.
В период 1820-х годов в отечественном мостостроении наблюдается рост использования чугунного художественного литья. Это время стало переосмыслением роли переправ не только как утилитарных, но и декоративных сооружений города. Уже в 1828 году на реке Мойке возвели Большой Конюшенный мост, его строительство можно назвать пиком использования художественного металла, поскольку его фасадную плоскость и по сей день украшает монументальное чугунное панно с изображением барашков в окружении растительных орнаментов.
В Музее мостов находится модель Большого Конюшенного моста, изготовленная в 1830-х годах, а также фрагмент решётки Первого Инженерного. Приглашаем вас узнать больше о развитии отечественного мостостроения в ходе экскурсии по нашему музею.
Бесплатная обзорная экскурсия проводится для групп от 4-х человек со вторника по пятницу в 15:00, в субботу и воскресенье в 13:00 и 15:00.
Запись и дополнительная информация по телефону: 310-22-18.