Паровоз Э-918
Экспонат Фондовой площадки «Пионерский парк» на станции Лебяжье Центрального музея железнодорожного транспорта паровоз Э-918 является самым старым сохранившимся паровозом этой серии и самым старым паровозом фондовой площадки.
Паровоз был построен в 1913 г. на паровозостроительном заводе Гартмана в Луганске. Паровоз был приспособлен для работы на нефтяном отоплении.
О начальном периоде эксплуатации паровоза сведений не сохранилось. В 1930 г. паровоз был передан в депо Тифлис Закавказской железной дороги. В 1937-1944 гг. он работал на Ашхабадской дороге, а затем был передан на Винницкую дорогу. В 1945 г. он был переоборудован на угольное топливо. В 1960-е гг. он был передан в Ново-Кубанский сахарный завод. Последним местом работы паровоза было Армавирское предприятие «Промжелдортранс». Суммарный пробег паровоза до 1951 г. составил 924.231 км.
Паровоз серии Э явился первым в нашей стране локомотивом, который имел осевую формулу 0-5-0, то есть имел пять движущих колёсных пар при отсутствии передних бегунковых и задних поддерживающих колёсных пар. Его эскизный проект был выполнен начальником службы тяги Владикавказской железной дороги инженером М.Е. Правосудовичем и заведующим техническим бюро этой же дороги инженером В.И. Лопушинским. Рабочие чертежи разрабатывались на Луганском паровозостроительном заводе.
Паровоз имеет двухцилиндровую паровую машину, оборудованную пароперегревателем. Вес паровоза в порожнем состоянии – 72,1 т, в рабочем – 81,2 т. Диаметр движущих колёс – 1320 мм. Конструкционная скорость – 65 км/час. Для удобства вписывания в кривые участки пути колёса средней колёсной пары были лишены гребня. Был также применён поперечный разбег колёс на второй и пятой движущих колёсных парах. Такая схема на отечественных паровозах была применена впервые.
Первые 15 паровозов серии Э были выпущены на Луганском заводе в 1912 г. В дальнейшем паровозы производились на Сормовском, Харьковском, Коломенском, Брянском, Невском заводах. В период по 1917 г. эти паровозы заказали 10 железных дорог Российской империи. Всего с 1912 по 1925 гг. было построено более 1500 паровозов серии Э.
Данный паровоз – единственный сохранившийся паровоз серии Э первоначальной постройки. В стране сохранился ещё один паровоз серии Э тоже дореволюционного периода, но изменённой немного более поздней конструкции. Это паровоз Э-2432, он является памятником и установлен в локомотивном депо Саратов-2 Приволжской железной дороги.
В 1979 г. паровоз был отставлен от эксплуатации и списан, а в 1985 г. он был передан в Центральный музей железнодорожного транспорта. В 2021 г. ему было присвоено звание памятника науки и техники. На фондовой площадке в Лебяжье паровоз используется для рассказа об устройстве и работе этого вида локомотивов.